Ивченков, В. И. Структура научного текста и средства связи его компонентов: опыт применения исследовательских методик / В. И. Ивченков // Народная асвета. – 2021. — № 5. – С. 7–9.

Структура научного текста и средства связи его компонентов: опыт применения исследовательских методик

В статье представлено описание занятий с магистрантами по созданию и анализу научного текста в сфере дискурсного анализа с использованием технологий проблемного, исследовательского, эвристического обучения. В качестве образовательного базиса выступает программная тема дисциплины «Научный анализ текстов». Предложены материалы для изучения и анализа текстовых категорий, пример верификации, а также компаративные модули, предназначенные для сравнения образовательного продукта магистрантов с культурно-историческим аналогом.

The article presents a description of classes on the creation and analysis of a scientific text in the field of discourse analysis using the technologies of problematic, research, heuristic learning. The program topic of the master’s discipline «Scientific Analysis of texts». Materials for the study and analysis of text categories, an example of verification, as well as comparative modules designed to compare the educational product of undergraduates with a cultural and historical analogue are proposed.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ТЕКСТА И СРЕДСТВА СВЯЗИ ЕГО КОМПОНЕНТОВ: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДИК

Особенности изучения дисциплины

«Научный анализ текстов» в магистратуре

В процессе изучения дисциплины «Научный анализ текстов» в магистратуре (см. журнал «Народная асвета», № 4 за 2021 г.) предусматривалась подготовка двух коллективных статей на 77-ю научную конференцию студентов и аспирантов БГУ, при этом ключевой идеей стало предоставление условий для создания магистрантами образовательного продукта — коллективных публикаций, которые должны соответствовать требованиям, предъявляемым к текстам научного стиля.

Предлагаем вашему вниманию материалы для изучения и анализа текстовых категорий, а также схему верификации (https:// edujourn.bsu.by/course/view.php?id=140): научный текст -> основные категории -> единицы содержания -> способы изложения.

Связность характеризует формально-структурную синтаксическую организацию текста, которая обеспечивает логичность и строгость изложения, однозначную интерпретацию содержания и основывается на логике и объективности исследования предмета, строгости рассуждения. Средства связности: лексические (полные, синонимические, контекстуальные, перифразовые и другие повторы, местоименная замена), лексико-грамматические (союзы, союзные наречия, вводные слова и словосочетания), грамматические (видовременные формы глаголов, порядок слов, синтаксический параллелизм).

Пример верификации

  1. В научных текстах наиболее широко представлена связь посредством лексического повтора. Его частое употребление в научной речи связано с устойчивостью терминологии, нежелательностью синонимических замен ввиду стремления к однозначности, точности смысла. Использование синонимов и антонимов позволяет избежать повторения, делает речь более выразительной, однако синонимы чаще встречаются в научно-популярной литературе, нежели в академических текстах.
  2. Наиболее частотный и нейтральный вид связи — местоименная замена. Употребление местоимения вместо повторения того же слова позволяет избавиться от стилистического однообразия, сохранить терминологическую строгость и точность, обеспечить краткость и информационную емкость, характерные для научных текстов. Использование местоимения часто связано с переменой аспекта изложения, переходом к оценке, комментированию, пояснению (аналогичные функции могут выполнять указательные местоимения с частицей вот: вот кто, вот что и др.).

3. Лексико-грамматические средства связи (союзы, союзные слова, вводные слова и словосочетания, наречия) обеспечивают логическую и композиционную организацию текстового материала, отражая широкий спектр отношений (условных, причинно-следственных, уступительных, сравнительных и т. п.). Это так называемые языковые скрепы, помогающие выстроить текст композиционно и структурно (во-первых, во-вторых, прежде всего, наконец и т. д.); пояснить способ рассмотрения автором проблемы (в частности, в этом смысле, в целом, с одной стороны, с другой стороны, однако, наоборот, напротив); сделать вывод, обобщение, подвести итог (таким образом, следовательно, итак, значит, в целом, словом и т. д.); конкретизировать, уточнить, добавить (что-либо, именно, кроме того, сверх того, более того и т. д.). К ним примыкают клишированные выражения, указывающие на предшествующую или последующую информацию (как было сказано, как было показано, как уже отмечалось, как будет видно и т. д.).

4. Грамматические средства организации текста — порядок слов, синтаксический параллелизм, употребление определенных видовременных форм глагола. Порядок слов и предложений в тексте отражает характер распределения информации и зависит от коммуникативных целей автора. Для наушных текстов характерен нейтральный порядок слов, при котором тема (исходная, известная информация) располагается в начале предложения, а рема (новая, важная, актуальная информация) — в конце. Синтаксический параллелизм проявляется в одинаковом синтаксическом строении предложений, следующих в тексте непосредственно друг за другом. Однотипность синтаксического строения, как правило, наблюдается в грамматической структуре предложения или его частей и в порядке слов. Связь между предложениями усиливается, если отдельные члены предложений имеют одинаковое лексическое наполнение, т. е. синтаксическая связь подкрепляется лексической. Связь этого вида не только обеспечивает смысловое единство текста, но и выполняет функцию выделения и усиления информативно насыщенных фрагментов текста, благодаря чему он становится выразительным.

Вывод: связность научного текста базируется прежде всего на внутренней логике предмета исследования, в реальных текстах она обеспечивается совокупностью различных средств, в результате чего формируются смысловые, структурно-синтаксические и тематические признаки, позволяющие выделять разные типы структурной организации текста.

Для сравнения образовательного продукта с культурно-историческим аналогом магистрантам можно предложить компаративные модули.

Модуль 1. Установление предмета исследования. В открытом информационном пространстве журналистика оказывает важное влияние на развитие как всего общества, так и отдельной личности. В новой коммуникационной среде информация не столько передается и принимается, сколько формируется непосредственными участниками общения. Сегодня мы наблюдаем признаки реструктуризации медийно-информационного пространства, связанной с глобальной конкуренцией между традиционными, сетевыми и интернет-СМИ. Средства массовой коммуникации отражают эмпирическое знание (как основу научного познания) и направлены на рефлексию общественно-политических процессов социальной действительности. Журналистика как система научных представлений все чаще прибегает к попыткам включиться в проблемное поле других наук. Сложившаяся ситуация закономерна и имеет гносеологические корни. Информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации, в связи с чем меняется профессиональная роль журналиста: из недавнего агитатора и пропагандиста он перевоплощается в коммуникативного лидера, мобильно формирующего контент-среду и тонко влияющего на массовое сознание.

Модуль 2. Методология и установ­ление перспектив. Методы журналистского творчества претерпевают качественные изменения. Возникает журналистика мнений: сегодня мы говорим о персонифицированности современного журналиста, равно как и о медиацентричности мира. Все это происходит на фоне интегрированных учений, связующим звеном которых является информация как инструмент познания действительности. Исследования журналистских проблем в прошлом веке доминировали в русле дескриптивной науки — прежде всего исторической. Для этого были достаточные основания: аналитике нужны системные описания и классификационные обобщения эмпирического материала (сведений, знаний, полученных только из опыта, из наблюдения, фактов, без их анализа и рассмотрения во взаимосвязи). Проблемно-аналитическая, теоретическая журналистика (как сфера научного познания) получила развитие сравнительно недавно. Однако на фоне происходящих процессов в практической журналистике теория часто не предваряет события, а является лишь запоздалой реакцией на происходящее. Теоретики журналистики как данное вынуждены были принять дигитализацию, породившую конвергенцию СМИ. В настоящее время это приводит к концептуальной трансформации редакций в организационно-управленческом, производственно-технологическом, правовом, методологическом, образовательном аспектах. Журналистика адаптирует научно-практическое знание к массовому сознанию в целях принятия людьми моделей поведения, политических предпочтений, культурных ценностей, морали, этики, эстетики. Медиа культивируют идеологию развития общества, а журналистика проникает во все сферы жизни. Это становится в большей степени актуальным для современного общества, когда развитие стратегий и целей функционирования средств массовой информации, ценностные установки изданий, телерадиоканалов, интернет-источников и отдельных журналистов оказывают воздействие на развитие всего общества больше, чем циркуляры; активнее, чем художественная литература, способствуют формированию речевого поведения каждого человека. Точек соприкосновения журналистики и других наук много, перспектива исследований данного вопроса очевидна. Интегрирующим началом взаимопроникновения интересов журналистики и смежных наук становится дискурсный анализ СМИ, где медиатекст представлен в качестве феномена, содержащего широкий круг когнитивных, прагматических указателей на устройство общества, социальные и духовно-нравственные приоритеты его развития.

Подчеркнем, что структура проблемных занятий с проектной формой обучения включает следующие этапы:

  1. введение в проблему проектного задания, обоснование ее актуальности;
  2. презентация и защита магистрантом коллективного проекта;
  3. организация обсуждения результатов проекта, оценка;
  4. обобщение и систематизация (под руководством преподавателя) выполненной работы (фронтальный опрос, эвристическая беседа);
  5. консультация по разработке будущих проектов;
  6. рефлексия.

Оценивание образовательных результатов осуществляется в чате «Публикация» (https://edujourn.bsu.by/mod/assign/view.php?id=6739), комментарии студентов к работам друг друга, замечания и оценки преподавателя отражаются на форуме.

Резюме автора

В ходе проблемных занятий обучающиеся осознают и развивают свои способности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), генерированию собственных идей, применению методологических знаний и исследовательских умений; корректируют научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности, формируют навыки самостоятельного приобретения новых знаний и умений, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности; осознают свои сильные и слабые стороны, раскрывают лидерские или исполнительские, а также творческие и аналитические способности. Магистранты осваивают навыки работы в проектных командах в ходе разработки собственного образовательного продукта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Король, А. Д. Основы эвристического обучения: учеб, пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. — Минск: БГУ, 2018.

2. Жилина, О. А. Русский язык и культура речи: учеб, пособие: в 3 ч. / О. А. Жилина, Н. Н. Романова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009.

В. И. Ивченков,

заведующий кафедрой медиалингвистики и редактирования БГУ,

доктор филологических наук, профессор