Панасюк, И. «Мы не спрашиваем, что Родина сделала для нас, мы спрашиваем себя: что мы сделали для Родины?» / И. Панасюк; [беседовала] Наталья Счастная // Белорусская нива. – 2006. – 18 апреля. – С. 4.

Беседа с главой Белорусского культурно-просветительского центра во имя святой Евфросинии Полоцкой, председателем Совета директоров ОАО “Новосибирскцветмет” и кандидатом философских наук И. П. Панасюком.

ИВАН ПАНАСЮК:

«Мы не спрашиваем, что Родина сделала для нас,

мы спрашиваем себя: что мы сделали для Родины?»

Белорусский культурно-просветительский центр во имя святой Евфросинии Полоцкой появился в Новосибирске более четырех лет назад. Однако сама история сибирских белорусов насчитывает уже не один десяток, а то и сотню лет. Покорять этот суровый северный край вместе с другими народами наши соотечественники устремились еще во времена Тадеуша Костюшки, но основной приток белорусов в Сибирь пришелся на часы Столыпинской реформы, считает глава Белорусского культурно-просветительского центра во имя святой Евфросинии Полоцкой, председатель Совета директоров ОАО “Новосибирскцветмет” и кандидат философских наук Иван Павлович Панасюк.

— В Новосибирской области, согласно последней переписи насе­ления, в настоящее время прожи­вает около 20 тысяч белорусов. Но указывать национальность во вре­мя той переписи было не обяза­тельно. И потом, не могла не ска­заться ассимиляция, — рассказы­вает мой собеседник. — Так что и те, кто сегодня причисляет себя к русским, по происхождению могут быть белорусами. Поэтому эту цифру в 20 тысяч, на мой взгляд, смело можно увеличить до 50 ты­сяч. В самом же Новосибирске сейчас — по факту, конечно, а не по переписи, — проживает при­мерно 15-20 тысяч этнических белорусов.

— Иван Павлович, вопрос, ко­торый обычно не пропускает ни один журналист, касаясь мало­известных читателю явлений: почему ваш центр называется в честь Евфросинии Полоцкой?

— Эту преподобную святую православному миру подарила бело­русская земля. К тому же именно Евфросиния Полоцкая издавна яв­лялась патронессой всех белору­сов Сибири. Потому-то ее имя мы решили увековечить в названии нашего Белорусского культур­но-просветительского центра. Се­годня он представляет собой общ­ность людей, объединенных на добровольной основе в открытую для всех людей, а не только для членов центра, систему. Главные цели нашей работы — сохранить самобытность белорусов, популя­ризировать среди своих соотечест­венников и других сибиряков бело­русскую культуру, историю, язык, традиции. А также развивать еди­ные духовно-православные основы, принципы сплочения триедино­го народа: великороссов, малорос­сов и белорусов. Правда, в настоя­щее время в нашем центре намети­лась тенденция к некой, если мож­но так сказать, камерности. Среди наших членов появляется все больше знаковых фигур: предста­вителей творческой интеллиген­ции, ученых, ветеранов, Героев Со­ветского Союза, а также людей, достигших больших успехов в эко­номике — руководителей крупных промышленных предприятий.

— Если стремление к родным корням у старшего поколения сибирских белорусов, особенно у тех, кто сибиряком стал в пер­вом поколении, вполне понятна, то как сегодня обстоят дела с молодежью, которая не видела этнической родины?

— Нас очень радует, что колос­сальный интерес к белорусским истокам проявляет именно моло­дежь. Это видно и по нашим меро­приятиям. Один из последних при­меров — выступление в несколь­ких сибирских городах замечательного фольклорного коллекти­ва из Республики Беларусь “Терница», который на различных кон­цертных площадках собирал ог­ромное количество поклонников. В том числе и молодых. В прошлом году мы также провели первый Всесибирский региональный фес­тиваль белорусского танца. Всего в фестивале участвовало более ста самодеятельных танцеваль­ных коллективов. На гала-концерт было отобрано 30 лучших. И вы бы видели радость в глазах этих взрослых и детей, которым посча­стливилось участвовать в таком мероприятии!

— А когда нам следует ожи­дать первого всесибирского фестиваля, посвященного бело­русской песне?

— Такого пока в наших планах нет. Белорусская песня и музыка и без того всегда звучали на наших мероприятиях. А вот белорусским танцем, как оказалось, в Сибири мало кто занимался. Чтобы возро­дить на сибирской земле этот вид искусства, мы и решили заполнить образовавшуюся нишу региональным фестивалем белорусского танца. Что касается музыки… Мы не только поем белорусские песни — издаем и музыкальные сборни­ки. Недавно, например, увидела свет книга “Корни родства вековые в музыке Белой Руси”. Мы также, издали сборник стихов сибирских поэтов-белорусов, посвященный 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчи­ков.

— Нашим читателям наверняка будет интересно узнать, какие имена творческих людей попу­лярны сегодня у наших сибир­ских соотечественников?

— Белорусская культура пред­ставлена в России не только этни­ческими белорусами, но и предста­вителями других славянских наро­дов. Замечательный новосибир­ский ансамбль “Белые росы» под руководством Александра Фершалова состоит из 6-8 человек, из ко­торых только трое имеют белорус­ские корни. Но этот коллектив поет такие замечательные белорусские песни! Мы как-то организовали их гастроли в Минске — они собирали аншлаги! Теперь “Белые росы» вместе с “Сябрами» реализуют раз­нообразные творческие проекты. А как можно не сказать, например, о замечательном танцевальном ансамбле под руководствам Верони­ки Алешечкиной, который завоевал Гран-при на первом Всесибирском региональном фестивале белорус­ского танца! В этом замечательном детском коллективе нет ни одной, по сути, этнической белоруски. Но они сумели поставить великолеп­ный белорусский народный танец.

Приезжают к нам и творческие коллективы из Беларуси. Мы очень горды и счастливы тем, что Владимир Мулявин — великий му­зыкант и прекрасный человек в свои последние гастроли побывал по нашему приглашению на сибир­ской земле. С огромным успехом дал концерт на главной сцене ре­гиона — в Театре оперы и балета. Потом уже дважды “Песняры” вы­ступали у нас без Мулявина. При­езжал и замечательный белорус­ский композитор и певец Игорь Корнелюк. Очень частые гости у нас и “Сябры», ансамбли “Терница” и «Лирица». Есть и мечта привезти в Сибирь “Хорошки». Хотим про­везти их по тем селам, которые сегодня сохранили не только бело­русский язык, но и наши белорус­ские обряды. Сами они располо­жены в 600 и более километрах от, Новосибирска. Как, например, одна деревня с очень интересным названием — Колбаса. Там живет очень много белорусов, чьи предки переселились в Россию еще в столыпинские времена. И наша зада­ча сегодня в том, чтобы замечательные белорусские артисты дали концерты там, где сохранил­ся белорусский уклад жизни.

— А на каком, кстати, языке разговаривают в быту наши со­отечественники в далеком се­верном краю?

— В основном в обиходе у нас два языка — русский и белорус­ский. К последнему — очень живой интерес. Сам я счастлив, что до 9 класса (я из деревни Леликово Кобринского района) учился на бе­лорусском языке. После окончания Минского Суворовского училища, движимый романтикой, отправил­ся учиться в Новосибирское выс­шее военно-политическое учили­ще, после чего — служить в Забай­кальский военный округ. Но я очень люблю родную мову, горжусь ею и все чаще стараюсь читать-белорусских классиков в оригинале. Мы не должны быть иванами, не помнящими родства…

… Это-то на фоне мировых процессов глобализации и инте­грации?!

— Я очень рад, что на постсоветском пространстве сейчас активи­зировались процессы интеграции. Но ни они, ни пресловутая глоба­лизация нисколько не ущемляют и ни в коем случае не могут разру­шить многовековые истинные святыни и ценности, одной из которых является родной язык. То есть то, что наряду с культурой и традициями по сути своей — основа нации. Все это важно сохранить, чтобы наши потомки воспитывались патриотами своей страны, брали из ее истории все лучшее и на основе этого уже двигались дальше.

— А чем же тогда отличаются, если можно так сказать, белору­сы в Сибири и в Беларуси?

— Отвечу словами Алеся Ставера: “Каб любіць Беларусь нашу мілую, трэба у розных краях пабываць…» Многие гости из Беларуси, когда приезжали к нам, говорили, что мы, сибиряки, Беларусь любим все-таки больше. Отчетливей, что ли… Вы не так тонко, не так проник­новенно это ощущаете. А мы несем свою любовь к Беларуси, как драгоценный хрусталик — потому что вдали от нее. Ведь не зря говорят: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Наверное, вы просто привыкли к тому. Привыкли к этой красоте полей, лесов, лугов, болот. Вы как данность воспринимаете этот неповторимый белорусский воздух! А ведь когда сибирский бе­лорус, к примеру, спускается по трапу самолета в Минском аэро­порту, вдыхает полной грудью, он чувствует, что воздух здесь, в Беларуси — другой. Что небо совсем не такое, другие облака! И это, дру­гое, родное, — очень отчетливо осознается именно на контрасте с тем, далеким, хотя уже и своим…

— Сибирь — это многонацио­нальный край. Как нынче живет­ся белорусам на северной чуж­бине?

— Я считаю, что в Новосибирске и Новосибирской области очень правильно и достойно поставлена конфессиональная и националь­ная политика. Потрясающие усло­вия созданы для самореализации людей разных национальностей. Всего в Новосибирске сейчас на­считывается более 12 националь­но-культурных автономий. Есть специальные программы, как городские, так и областные, направ­ленные на поддержку сибирских национальных меньшинств. Про­водится целый ряд мероприятий по оказанию, помощи диаспорам. Национально-культурным автономиям предоставляются помеще­ния, льготы по их оплате. А пять лет назад был создан государственный, подчеркну, Белорусский культурный центр. И финансирует­ся он из областного бюджета. Да и первый региональный фестиваль белорусского танца мы провели совместно с мэрией Новосибир­ска. Саму государственную власть в области представляют много эт­нических белорусов.

Что до прочих национальных меньшинств… У нас сложились ве­ликолепные отношения со всеми национально-культурными объеди­нениями в Сибири. Есть и совмест­ные проекты. Например, под эги­дой Ассоциации национальных меньшинств при мэрии города Но­восибирска уже издается альманах нацменьшинств. А возглавляет эту ассоциацию, кстати, наш земляк Владимир Бураков. Есть у нас и идея организовать вместе с грузин­ской диаспорой ностальжи-концерт с участием ансамбля “Орэра”, Нани Брегвадзе, а также наших “Сяброў” і «Песняроў». Хорошие отношения сложились у нас с соотечественни­ками из Иркутска, Кемерово, Ом­ска, Томска, Красноярска. Сибирь, как говорится, вместе!

Но насколько знаю, объеди­нять белорусов Сибири вам помогает и свой телеканал…

— Да, у нас есть замечательный телеканал “Молодая культура Си­бири”, который создал Юрий Слуянов. И мы горды тем, что на этом канале нам удалось организовать свой собственный белорусский те­леканал. Материалами для подго­товки телепрограмм нам помогает посольство Республики Беларусь в Российской Федерации, Комитет по делам религий и национально­стей при Совете Министров Рес­публики Беларусь, Министерство культуры, Министерство информа­ции, “Белвидеоцентр”. За что им всем огромное спасибо. На осно­вании этого видеоматериала мы и делаем наши тематические про­граммы. Мы также издаем газету “Мая радзіма“, которая тоже имеет огромный успех среди белорусов Сибири.

Кроме того, в 2002 году впервые в истории Сибири силами и на средства белорусской диаспоры мы возвели в Новосибирске храм в честь Евфросинии Полоцкой. На это ушло буквально семь месяцев. Он был построен с благословения Митрополита Филарета и сегодня является духовным центром бело­русов Сибири.

— Кстати, Иван Павлович, у вас есть сегодня возможность обратиться с пожеланиями к бе­лорусским властям…

— Знаете, мы не спрашиваем, что Родина сделала для нас, мы спрашиваем себя: что мы сделали для Родины? И это важнейший принцип нашей деятельности. Се­годня благодаря настойчивой, по­следовательной, а самое главное — самостоятельной и дальновид­ной политике белорусского госу­дарства качественно изменилось самосознание белорусов зарубе­жья, их отношение к своей этниче­ской родине. Многие из нас уже пе­реросли стадию пассивной гордо­сти за успехи Беларуси и готовы стать полноценными соисполните­лями тех задач, которые ставит пе­ред собой белорусский народ. Жаль, но большинство людей при­выкло думать, что белорусы зару­бежья не располагают достаточны­ми для серьезных самостоятель­ных проектов финансовыми ресурсами, не имеют политического веса и слабо организованы для того, чтобы лоббировать интересы своей этнической родины в странах нынешнего проживаний. Конечно, мы не обладаем такими возможно­стями вовлечения диаспоры в эко­номику родного края, как тот же Ки­тай, Израиль или Италия. Но бело­русская диаспора, повторюсь, уже не та, что была пять, а тем более десять лет тому назад! Как не раз отмечал наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко, белорусская нация талантлива и трудолю­бива. Многие наши соотечествен­ники за рубежом добились значи­тельных успехов.  И большинство из нас готовы поставить на службу Родине свои достижения.

Кстати говоря, белорусы Сибири в прошедшие пять лет уже приняли самое деятельное участие в реализации задач, поставленных перед нашими земляками вторым Всебелорусским народным собранием. Только за несколько последних лет при непосредственном участии Ко­митета по делам религий и нацио­нальностей, Министерства ино­странных дел, других государст­венных органов и общества по свя­зям с соотечественниками зарубе­жья ‘’Радзіма” сибирские белорусы провели ряд масштабных акций. Среди них — крупная выставка-яр­марка белорусских товаров в Ново­сибирске и Дни делового сотрудни­чества и культуры Новосибирской области в Минске. Белорусские автобусы и тракторы сегодня широко представлены в Сибири. И следует признать, что мы, белорусы-сиби­ряки, сделали немало, чтобы так называемый “белорусский фактор» стал заметным явлением не только в духовной, общественной, но и в экономической жизни крупнейшего региона России.    

— Вы, Иван Павлович, участвовали в третьем Всебелорусском народном собрании. Какое значение, на ваш взгляд, оно имело для белорусов, в том числе и в Других странах?

— Думаю, не ошибусь, если ска­жу, что всех, нас, белорусов, живу­щих в разных странах мира, сегодня переполняет гордость за то, что на нашей этнической родине принята такая демократическая и эффектив­ная форма определения приорите­тов в развитии государства. Это од­новременно и отчет власти перед людьми о достигнутых результатах, и ее совет с народом по важнейшим направлениям развития державы в будущем. Благодаря этому в на­стоящее время и у белорусов зару­бежья есть возможность участво­вать в обществено-политической и в экономической жизни нашей далекой, но оттого еще более любимой и дорогой Родины.

Беседовала Наталья СЧАСТНАЯ.