Панасюк, И. П. Сибирский полешук / [Иван Павлович Панасюк ; беседовал] Анатолий Гурин // Российская газета. – 2003. – 23 октября.

Сибирский полешук

МИНУВШИМ летом в Новосибирске прошли Дни белорусской культуры. Масштабность меро¬приятия во многом определялась присутствием высоких гостей, представляющих органы власти России и Беларуси, культуру и духовенство двух стран. Спустя несколько месяцев мно¬гие из них вновь встретились. Теперь уже за тысячи километров от Сибири — на Брестчине. Здесь, в Кобринском районе, праздновала свой 460-летний юбилей деревня Леликово, имеющая самое непосредственное отношение к белорусам Сибири. В ней родился и вырос нынешний предводитель белорусского землячества Сибири, председатель правления новосибирского Белорусского культурно-просветительного центра во имя святой Евфросинии Полоцкой Иван ПАНАСЮК.

Иван Павлович приехал на юбилей родной деревни как долгожданный гость и меценат, решивший проблемы финансирования мероприятия. Он же выступил организатором праздника деревни. Как и во время Дней белорусской культуры в Новосибирске, на приглашение Панасюка принять участие в мероприятии откликнулись председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Беларуси Станислав Буко, епископ Брестский и Кобринский Иоанн, легендарные «Песняры», журналисты. Забегая вперед, скажем, что праздник удался на славу.

Узнав о прибытии сибирского гостя, возле его родительского дома собралось полдеревни. Земляки долго расспрашивали Ивана о его жизни в Сибири. И ему было что рассказать. Вот уж десять лет Иван Панасюк живет в Новосибирске — этот город был последним местом службы белорусского полешука в армии. Выйдя в отставку, он занялся здесь предпринимательством, и довольно успешно — возглавил совет директоров известной в Сибири группы компаний «Европа — Азия». А когда понял, что задержится в Сибири надолго, начал искать пути избавления от ностальгии — проникся идеей создать вокруг себя «маленькую Беларусь».

— Когда узнал, что только в Новосибирской области живет около 30 тысяч белорусов, — говорит Иван Павлович, — а в самом Новосибирске у меня более 6 тысяч земляков, я понял, что здесь можно создать не островок, а целый «белорусский континент». С группой единомышленников мы взялись за организацию культурно-просветительного центра. Как бы хорошо ни жилось в Сибири белорусу, ему все же остро не хватает родной речи, традиций, наконец, общения с земляками. Центр должен был восполнить этот дефицит, и он это сделал. Сегодня БКПЦ среди прочего оказывает социальную помощь белорусам-пенсионерам и всем, кто имеет в этом потребность. Центр может дать и путевку в санаторий, и продуктовый набор. То есть речь идет о солидной структуре, имеющей определенные финансовые возможности.

— Наверное, учитывая сибирские расстояния, ваш центр работает лишь в Новосибирске и окрестностях?

— На Днях белорусской культуры среди наших гостей был главный редактор журнала «Крынiца. Славянскi свет» Марат Бушенко. Так вот, он сразу заметил, что для нас, людей, привыкших к сибирским просторам, Кемерово или Иркутск — соседи. На празднике выступали самодеятельные коллективы из Томска, Омска, Тюмени. За 800 километров из деревни с вкусным названием Колбаса, состоящей на сто процентов из белорусов, ехал ансамбль «Зязюля». Если тебя одолеет тоска по родине, покроешь любые расстояния.

— А в других сибирских городах «белорусское присутствие» заметно?

— Очень заметно. К примеру, в будущем году в Иркутском лингвистическом университете планируется открыть факультет белорусского языка и литературы. Сейчас разрабатывается программа обучения для студентов, которые после окончания вуза наряду с одним из основных иностранных языков будут преподавать белорусский язык. Там же, в Иркутске, на одной из FM-станций предполагается открыть программу «30 хвiлiн беларускага рока». Кстати, у нас в Новосибирске уже заработал белорусский канал на городском телевидении и начала выходить газета «Мая Радзiма».

— Ваш культурный центр назван именем Евфросинии Полоцкой. Это дань моде?

— В 2002 году в нашем городе был воздвигнут храм в честь белорусской святой. Сегодня он является духовным центром церковной жизни православных белорусов Сибири. В этом имени заключена также суть наших стараний на просветительской ниве, вот почему центр тоже носит имя просветительницы Беларуси.

— А что в дальнейших планах центра?

— В ближайшие годы вокруг храма намечено строительство целого культурно-просветительного комплекса с библиотекой, конференц-залом, домом творчества, воскресной школой.

— Опять за ваши, Иван Павлович, деньги?

— А у нас не один я не жалею времени, сил и собственных средств на воссоздание и сохранение белорусских святынь и белорусского духа на сибирской земле. Просто у меня сегодня больше, чем у других, возможностей. И я горжусь тем, что в том числе благодаря и моей лепте удалось объединить и сплотить не самую многочисленную на сибирской земле диаспору в серьезную общественную и культурную организацию.

— На кого вы там главным образом опираетесь?

— В первую очередь на местную интеллигенцию. У нас она замечательная. Многие белорусы прославили своим талантом сибирскую землю. Это и Владимир Бураков, военный летчик, кавалер ордена Красного Знамени, и академик Иван Добролюбов, и директор НИИ ветеринарной генетики и селекции профессор Валерий Петухов, и многие, многие другие. Я во всем нахожу поддержку у руководителя новосибирского отделения посольства Республики Беларусь в России Игоря Совко. Нас заметили и поддержали добрым словом многие известные белорусские и российские государственные деятели, священнослужители. Особенно приятно было получить приветствие от митрополита Филарета. Он прислал освящать наш храм в честь святой Евфросинии Полоцкой епископа Брестского и Кобринского Иоанна.

— Неудивительно, что на праздник в Новосибирск приезжали «Песняры». Но как вы сумели завлечь их в глухую белорусскую деревушку?

— Действительно, «Песняры» — частые гости на новосибирской земле. Их здесь любят, всегда ждут, особенно люди моего поколения, которое выросло с песнями Мулявина. «Песняры» отвечают нашему духу, поскольку не гонятся за коммерческими проектами, а едут к своим землякам за тысячи верст, потому что мы поем с ними одни и те же песни. «Молодость моя, Белоруссия» стала своеобразным гимном белорусов, волею судьбы оказавшихся вдали от родного края. Мы стали единомышленниками с артистами ансамбля, поэтому мне несложно оказалось пригласить их в мое Леликово.

Анатолий Гурин