Против правил работает Движитель из Бреста // 5-е колесо. – 2006. — № 6. – (Приложение).

Необычный прибор под названием Движитель изобретателя Ивана Посвенчука, уроженца д. Луки, способен произвести фурор в области белорусского машиностроения.

В выставочном каталоге Движитель описан немногословно: работа устройства, способного преобразовывать вращательное движение в тягу, «основана на принципах, отличных от реактивных», поэтому опытная модель совершала действия, «невозможные в реактивных аналогах». Область применения — автотракторная техника, воздушный и водный транспорт. Иван Посвенчук уверен, что независимо от того, для какой области будет создана первая промышленная модель, с ее рождением начнется новая эра механизмов. Пытаясь доказать свою правоту, он привез в редакцию модель Движителя, созданную для лабораторных исследований и, демонстрируя принцип работы, подробно объяснил ее преимущества.

«Можете ли вы представить себе автомобиль, который может поехать без коробки передач и ведущих мостов? Звучит неправдоподобно, но брестские изобретатели разработали и доказали возможность существования таких механизмов». Трактор, на который установлен Движитель, намного превзойдет своих обычных собратьев: по словам нашего собеседника, любое транспортное средство, работающее по новым законам, — «будет в два раза легче и дешевле, его эксплуатационные расходы сократятся в два раза и более». А уж проходимость у него будет несоизмеримо выше: «по льду пойдет, как по асфальту, да и на вязкой весенней пашне не забуксует». Принцип работы относительно прост, хотя для того, чтобы получить патент на изобретение, работать пришлось долгие годы: Движитель создает тягу за счет давления в сопле на площадь истечения.

Объясняя принцип работы, Иван Посвенчук немного волнуется: ведь еще недавно эксперты, которым он пытался рассказать, как работает Движитель, отвечали, что «такое невозможно». Но ведь получилось! «Известно, что в реактивных двигателях тяга состоит из двух составляющих, — рассказывает Посвенчук, — реактивной и произведения давления в сопле на площадь истечения. Вторая составляющая настолько мала, что в предварительных расчетах ее даже не учитывают. Нам удалось в корне изменить ситуацию: в новом Движителе тяга определяется именно давлением в сопле на площадь истечения. Это позволяет добиться, казалось бы, невозможного».

Невозможное демонстрирует Движитель, созданный изобретателем для лабораторных исследований. Новый механизм движется в прямом и обратном направлении без изменения направления истечения рабочего тела. Казалось бы, что может быть проще, а ведь объяснить, почему так происходит, исходя только лишь из реактивных принципов движения, — невозможно. Иван Посвенчук делает вывод: направление силы противодействия можно изменять. Причем не только в маленьких лабораторных механизмах, но и в … самолетах. «Ракета или самолет могут лететь в ту сторону, куда истекает рабочее тело. Говоря простым языком: пилот повернул рычаг, и самолет без изменения потока полетел задом наперед! Не верится? Придется поверитьвот патенты на изобретение».

Появление Движителя отмечено государственным патентным комитетом Беларуси, комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент), Евразийским патентным ведомством. Пока мы изучаем копии выданных ими документов, изобретатель Посвенчук продолжает манипуляции с Движителем. «Поставим опыт, пытаясь притормозить истекающий поток рабочего тела. Видитетяга увеличилась! Это явление также невозможно объяснить принципами реактивного движения. Не пора ли дополнить некоторые из основных правил Механики? Эти соображения уже изложены в заявлении, направленном в Академию Наук РБ. Ждем ответа. И даже предполагаем, каким он может быть: ведь все сведения в письме подтверждаются результатами опытов!»

По словам изобретателя, опыты показали: Движитель оставил далеко позади и реактивный двигатель, и воздушный винт самолета. Если в реактивном двигателе при увеличении скорости истечения рабочего тела в два раза — во столько же раз увеличивается тяга, то в Движителе тяга возрастет в четыре раза. При торможении истекающего рабочего тела тяга так же будет расти. А возможность движения в прямом и обратном направлении, по словам Посвенчука, «открывает новые возможности в создании новых образцов техники».

Что изменится, когда Движитель можно будет устанавливать на трактора, самолеты и катера? Изобретатель из Бреста уверен, что «в несколько раз возрастет экономический эффект». Все, что осталось — собрать средства для создания первого промышленного образца. Но спонсоров Иван Посвенчук ищет между делом: этим летом изобретатель планирует создать новую модель, на этот раз летающую. «На новом принципе можно хоть летающую тарелку собрать», — улыбается он. Не верится? Еще недавно эксперты сомневались, что изобретение не сможет спорить с законами реактивного двигателя. Но ведь получилось…