Спасение души. Из книги святителя Николая Сербского / Духовные наставления в переводе Ивана А. Чароты // Духовный вестник. – 2016 — № 6. – С. 5.

Из книги святителя Николая Сербского

Духовные наставления

в переводе Ивана А. Чароты

СПАСЕНИЕ ДУШИ

         Когда много народа собралось около Господа нашего Иисуса Христа, сказал Господь такие слова: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26) И еще Он сказал: Или какой выкуп даст человек за душу свою? Это значит, что душа человеческая имеет цену большую, чем весь мир видимый. А когда человек утратит полноценную душу, то чем может заплатить — за что может снова ее купить? Ни за что на свете. Даже если бы весь мир отдал, не мог бы выкупить утраченную душу. Блажен тот, кто это знает и хранит душу свою как наибольшее богатство свое. Блажен тот, кто постоянно следит за душой своей и не допускает, чтобы ей наносился хоть какой-то вред. Ибо кто душу спасет — спасет все; а кто душу утратит — утратит все.

         В одном небольшом городке жил весьма богатый человек. А домик у него был малый и ветхий. Богач не хотел строить новый дом, а все средства свои накапливал и берег. Но однажды вечером дом его загорелся. Он вскочил с постели, не одеваясь, побыстрее схватил свое накопленное богатство и выскочил наружу. Дом превратился в пепел, но хозяин об этом ничуть не жалел. Он со своим богатством перебрался в большой город, построил прекрасный новый дом и зажил там радостно, без особых забот.

         Каков смысл этой притчи? Небольшой городок означает этот мир, в котором люди, как гости, живут кратковременно. Малый и ветхий дом означает тело человеческое, дом души человека. Богатый человек — это разумный христианин, который услышал, понял и в сердце свое положил слова Христовы: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Накопленное богатство означает богатую душу разумного христианина, всю жизнь старающегося жить по закону Христову и накапливающего в душе все те добродетели, которые ценнее золота, серебра и драгоценных камней. Духовное золото и серебро, великое богатство духовное, это: вера и надежда на Бога, любовь к Богу, молитвенность, милосердие, доброта, миролюбие и братолюбие, кротость и чистота. Что означает пожар, уничтоживший дом? Это смерть тела. Внезапный пожар ночью означает неожиданную смерть телесную, дня и часа которой не знает ни один смертный
человек. Пробуждение богатого человека от сна во время пожара и переселение в большой город означает освобождение души от тела во время смерти и переселение в иной мир. Большой город — вечное Царство Христово, в котором обитают Ангелы и праведники. Прекрасный дом в большом городе означает обиталище каждой праведной души в том мире, в Царстве вечном и бессмертном.

         Притча эта ясна и наука красна. Кто имеет уши слышать, да слышит! И никто пусть не возлагает особых надежд на эту жизнь, которая пролетает так быстро, как облако, ветром гонимое от Пелистера до Облакова. Никто пусть не гордится телом своим, потому что каждого человека тело — убогий дом, который смерть в любой момент может превратить в прах. А каждый христианин и каждая христианка должны непрестанно заботиться о душе своей, о том единственном богатстве, которое можно спасти от смерти и уничтожения. И кто о душе своей заботится, тот пусть слушает слова Христа и выполняет Его заповеди. Таким Христос Благий помогает, непрестанно помогает. И с него глаз не сводит, как мать с ребенка в колыбели. Напаяет его и питает Духом Своим Святым денно и нощно. И дает ему Ангела хранителя, чтобы охранял на всех жизненных путях, а в смертный час взял его душу и отнес в Небесное Царство.

ПОМЕНЬШЕ ЗАБОТ, ПОБОЛЬШЕ ВЕРЫ

         Чем меньше веры, тем больше забот. Одним из главных благодатных
результатов веры является то, что вера освобождает человека от многих забот. Когда дитя знает, что у него есть отец, который заботится о семье и всех домашних делах, тогда любая забота его быстро завершается песней. Как только исчезает такое сознание, песня умолкает, и сирота чувствует на себе воздействие роя забот, как роя шершней.

         Чем больше человек от забот отбивается своими силами, тем больше под воздействие забот попадает. Тогда радость уходит, а от человека остается только иссохший кожаный мешок, наполненный гневом и склоненный над могилой.

         — К чему все ваши заботы?

         Таков весьма существенный вопрос Спасителя к человечеству, терзаемому заботами. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту, хотя на один локоть? (Лк. 12:25). К чему все ваши заботы, если завтра утром солнце не взойдет? А Тот, Кто заботится о том, чтобы Солнце завтра утром взошло в определенную секунду, легко и все ваши мелкие заботы разрешит.

         Великий Эпиктет: «Необразованный человек на других людей пеняет за то, что у него не все получается как надо; только начавший получать образование пеняет на самого себя; а образованный человек не пеняет ни

на себя, ни на других людей».

         Для философа-стоика образованным человеком является тот, кто полностью отдался в руки Вселенского Разума.

         Еще более живо судьбу человеческую объясняет Исаия: … Рабы мои
будут петь от сердечной радости, а вы (оставившие Господа), будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа
(Ис. 65:14).

         Рабом Господа для пророка Исаии является тот, кто прислушивается к воле Господа и ее исполняет без ропота, без сомнений и страха.

         А лучше всего говорит Господь Иисус: Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10:41).

А ЧТО ЕСТЬ ЭТО ОДНО?

         Это вера: 1) что Отец жив, 2) что Он несет главную заботу обо всем и о каждом, 3) что Сын не может ничего творить Сам от Себя (Ин. 5:19).

         Как в таком случае всем вашим заботам не переходить в песни? Если
вы истинно веруете в Живого и Бодрствующего Отца, то все ваши земные
заботы абсурдны. Своими бесчисленными заботами вы только доказываете, что не веруете в Бога. Если же говорите, что веруете, но все-таки под тяжестью забот удрученно сгибаетесь, то ваша вера представляет собой некую бессмыслицу. Выходит, как будто Хозяин дома вселенского не желает или не может, не умеет заботиться о Своем доме, а все отдает наемникам. Как же наемники спасут дом, если его хозяин не спасает? Вы меня можете поправить: мол, сыновья, а не наемники. Однако если сыновья, то они должны Отцу передавать все свои заботы, всю свою волю, все свои мысли, все свое сердце и без особых забот исполнять именно волю отцовскую — так делают настоящие сыновья. А иначе это наемники.

         Опять же, не могут называться образованными те, кто не чувствует на себе образа Отца Небесного. Иначе они — стадо мрачное в заботах и печалях, независимо от того, есть у них высшие школы или нет.

         Вера подобна холодному пальцу, протянутому обитателям ада, когда

там все, за исключением этого пальца, охвачено пламенем. А безумцы выливают расплавленное железо на расплавленное олово. Огнем огонь не погасить.

         Заботы подобны расплавленному металлу, в котором тебе доводится
пребывать. Только вера может погасить огонь. Все иное означает добавление огня в огонь.

         Много веры — немного забот. Совершенная вера – совершенная беззаботность.
         Совершенная вера — совершенная радость.

         «Радуйтеся и веселитеся!»

         И: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15:11).

         Разве Моисей не идет за Богом, как дитя за отцом? А так же и Авраам,
Исаак и Иаков. Так же и Самуил, и Давид. Посмотрите, когда Моисею и Давиду было тяжелее всего. Не тогда ли, кода они утрачивали доверие к Господу и взваливали на себя бесчисленные заботы, надеясь на свои собственные силы? А Иисус? Не Он ли — самое идеальное дитя, с абсолютной преданностью, послушанием и доверием к Отцу?

         Евангелие Христово — это радость, а не печаль; облегчение, а не обременение.

         Значит, более ценен грамм веры, чем воз забот.

         Христианин, который этого не понял и не усвоил, крещен лишь водой, но не Духом.

         Священник, который этого не понял и не усвоил, сам падает с горы, на которую должен был бы возводить других.

         Божье благословение, мир и здравие всегда с теми служащими Христу, которые в состоянии от всей души воскликнуть:

         — Воистину, верой достигается больше, нежели заботой!

НАСЛЕДНИК

         Король вернулся домой и попросил всех троих сыновей прийти. Он дал каждому сумку цветочных семян и сказал им, что он должен совершить паломничество:

         — Оно займёт несколько лет — один, два, три, может больше. И это испытание для вас. Эти семена вы вернёте мне, когда я вернусь. И тот, кто лучше сохранит их, тот станет моим наследником.

         И король отправился в паломничество.

         Первый сын подумал: «Что мне делать с семенами?» Он стал держать их в железном сейфе — когда отец вернётся, они будут такими, как были.

         Второй сын подумал: «Если я буду хранить их так, как это делает мой брат, они умрут. А мёртвые семена — вообще не семена». Он пошёл в магазин, продал их и получил деньги. И при этом подумал: «Когда придёт мой отец, я пойду в магазин и куплю новых семян, я дам их отцу лучшими, чем они были».

         А третий сын пошёл в сад и высыпал семена, где только было свободное
место.

         Через три года, когда отец вернулся, первый сын открыл свой сейф. Семена умерли и начали издавать неприятный запах. Отец сказал:

         — Что это? Разве эти семена я дал тебе? Они должны быть способны расцвести цветами и дать прекрасный аромат — а эти семена воняют! Это не мои семена!

         Сын возразил, что это те же самые семена, но отец сказал:

         — Ты — материалист.

         Второй сын бросился в магазин, купил семян, вернулся домой и преподнёс их отцу.

         Но отец сказал:

         — Но они не те же самые. Твоя мысль лучше, но всё же это не то качество,
которое я хотел бы видеть в тебе. Ты — психолог.

         Он пошёл к третьему сыну в большой надежде и страхе одновременно: «Что он сделал?»

         А третий сын повёл отца в сад, где цвели миллионы цветов вокруг. И сын сказал:

         — Это те семена, что ты дал мне. Как только они созреют, я соберу их и верну тебе.

         Отец сказал:

         — Ты — мой наследник. Вот так и нужно поступать с семенами!

         Запасающий не понимает жизнь, подсчитывающий ум также потеряет её. Только творящий ум может понять её. В этом красота цветов — они не могут
быть запасены. Они олицетворяют Бога — Бога нельзя накопить. Они символизируют любовь — а любовь нельзя сохранить.

         Это не случайно, что цветы являются символом любви, во все века, во всех странах, в любых обществах. Любовь подобна цветам — если она зацвела в тебе — тебе нужно делиться ею, отдавать её. И чем больше ты её отдаёшь, тем
больше она растёт в тебе. Если ты продолжаешь отдавать, придёт день, когда
ты станешь неизменным, бесконечным источником любви.