Титаренко, Л. Г. Знаковая фигура белорусской социологии / Л. Г. Титиаренко // Социология. – 2013. — № 2. – С. 27-28.

Две огромные заслуги Г. П. Давидюка — развитие социологического образования и систематическое представление социологии как самостоятельной научной дисциплины.

Знаковая фигура белорусской социологии

Писать об Учителе — всегда большая ответственность и одновременно возможность высказать ему свою бесконечную признательность. Как и многие другие социологи, прошедшие первое «научное крещение» под руководством профессора Давидюка, я с гордостью называю себя его ученицей. Как в МГУ на этапе становления социологии была знаковой фигура Галины Андреевой, в Ленинграде — Владимира Ядова и Игоря Кона, в Харькове — Елены Якубы, так в Минске символом первоначального этапа развития социологии был и остается профессор Георгий Давидюк. Георгий Петрович Давидюк — знаковая фигура для белорусской социологии в нескольких отношениях: это не только родоначальник и основатель социологического образования в стране, но и научный руководитель большой плеяды белорусских социологов, первого поколения профессионалов, т. е. тех, кто получил именно социологическое образование и защитил диссертацию в данной области науки. Пожалуй, эти две огромные заслуги Георгия Петровича — развитие социологического образования и систематическое представление социологии как самостоятельной научной дисциплины — должны, наконец, быть по достоинству оценены не только социологами, но и всей научной общественностью Беларуси. По сути, Георгий Петрович стоит у истоков развития белорусской социологии: иначе говоря, Давидюк и есть ее истоки. Можно как угодно оценивать сегодня научную значимость работ профессора Давидюка, но невозможно не признать, что в становлении белорусской социологии он сыграл такую же роль, как Огюст Конт в мировой социологии: заложил ее традиции, разработал научный аппарат, систематизировал представление о социологии. В пику доминировавшему в 1970-е гг. историческому материализму, выдаваемому за марксистскую теоретическую социологию, Георгий Петрович отдал много сил развитию прикладного направления социологии, которое доказывало, что социология вообще и ее прикладные разработки в частности – не абстрактный исторический материализм, не марксистское обоснование необходимости перехода к коммунистическому строю общества, а нечто другое — близкое к самому обществу его осмысление в рамках сети строго научных понятий и подходов. В отличие от многих современных многословных публикаций, работы Давидюка всегда отличались лаконизмом, систематичностью, целостностью охвата предмета исследования. Конечно, поскольку социология за эти годы шагнула далеко вперед, нет необходимости детально изучать работы Давидюка сегодня. Подобные труды представляют для нас исторический интерес. Для своего времени выпуск первых систематически изложенных учебных пособий по общей и прикладной социологии был чрезвычайно важен. Именно по этим пособиям первое поколение «профессионалов» и осваивало азы социологии. Пусть сегодня, с высоты наших современных знаний, они устарели: социальное знание важно именно в тот момент, когда в нем назрела объективная потребность. Вот эту общественную потребность в развитии белорусской социологии и реализовал Георгий Петрович Давидюк. Говоря о роли личности Давидюка в становлении социологического образования, нельзя не отметить сочетание в нем важных для основоположников качеств: личной смелости в постановке и достижении конкретной задачи (в данном случае — открытия специализации по социологии в эпоху, которая получила название застоя), научной прозорливости (он сумел еще в 1960-е гг. понять важность развития социологии для социальных наук и ее возможности в познании общества), а также качеств опытного руководителя-менеджера (умение маневрировать в случае необходимости, поиск нестандартных путей практического решения проблемы, умения сплотить вокруг себя единомышленников), личной порядочности. Эти качества и делают его признанным основоположником и первым руководителем белорусской школы социологии. Отмечу еще одно качество, которое выгодно отличало Давидюка от многих других хороших ученых и преподавателей — умение вдохновить студентов и коллег на научные исследования, раскрыть перед ними перспективы конкретной проблемы и науки в целом, личная профессиональная увлеченность. Он никогда не был кабинетным ученым-затворником, находил время для бесед со своими многочисленными учениками, причем его критика была всегда позитивной, стимулировала научную молодежь на научную работу. Очень бы хотелось, чтобы сегодня научная молодежь больше знала о Георгии Петровиче и вдохновлялась его примером. Что же касается современной белорусской социологии, за последние двадцать лет она ушла далеко вперед, чему в немалой степени способствовали ее лидеры, пришедшие после Давидюка. Социологии, как и раньше, нужны прозорливые и ответственные руководители, обладающие смелостью и знаниями, чтобы продвинуть развитие белорусской социологии на новые рубежи.

Л. Г. Титаренко, доктор социологических наук, профессор