Вовк, Ю. Павел Крусь: «Учить делать жизнь человечнее» / Юлия Вовк // Кобрин-информ. – 2018. – 27 сентября. – С. 3.

Уроженец д. Пески П. П. Крусь ― действительный член Академии социальных наук Республики Беларусь.

Павел Крусь: «Учить делать жизнь человечнее»

Общеизвестно, что педагог на своих занятиях должен не только обучать, но и воспитывать и развивать. К сожалению, в наше время далеко не у каж­дого получается совмещать эти три функции. А вот наш земляк, заведую­щий кафедрой философии БрГУ имени А. С. Пушкина Павел Крусь с этой нелёгкой задачей справляется на «отлично». Студенты говорят, что он муд­рый, общительный, обладает широким кругозором, человек хорошего на­строения. На лекциях и практических преподаватель подбирает яркие при­меры для объяснения материала, на экзаменах — строг, но всегда даёт право высказать собственную точку зрения и пофилософствовать.

Из досье «К-И»

Павел Павлович Крусь родился 2 апреля 1961 г. В 1990 г. защитил кандидатскую диссерта­цию на тему «Философс­кие проблемы биологической эволюции современного человека». Учё­ное звание доцента полу­чил в 1992 г. С 1999 г. яв­ляется действительным членом Академии соци­альных наук Республики Беларусь.

На пути к гуманитарному образованию

Павел Крусь родился в де­ревне Пески Кобринского рай­она. На своей малой родине он прожил всего несколько меся­цев, потому что семья перебралась в г. Кобрин, где и сформи­ровались предпочтения юного гуманитария. В детстве Павел интересовался разными вида­ми деятельности: читал, играл в спортивные игры и с особым трепетом коллекционировал грампластинки. Любовь к му­зыкальным дорожкам вылилась в большую фонотеку, ко­торой Павел Павлович гордит­ся до сих пор.

Когда настал момент выбо­ра профессии, родители сказа­ли, что хотят видеть сына врачом — и он предпринял попытку поступить в Ленинградскую во­енно-медицинскую академию. «Волею судьбы стать студентом этого учреждения мне не уда­лось, — вспоминает Павел Пав­лович. — Ленинград меня тогда по­корил своими красотами, я прогу­ливался по Невскому проспекту, и ноги привели меня к Ленинградс­кому государственному универси­тету имени А. А. Жданова. В тот мо­мент я твёрдо решил поступать на философский факультет». А сегод­ня он уверен, что медицина и фи­лософия связаны, ведь обе направ­лены на излечение человека: ме­дицина — тела, а философия — души.

Искусство обогащает духовно

Студенчество перевернуло всю жизнь Павла Круся: при­шлось стать ещё ответственнее, много заниматься, порой до утра, потому что требования к обуча­ющимся были высокие.

«Вместе с тем студенческие годы были очень многогранны­ми, — рассказывает Павел Павло­вич. — Мне удавалось самосовер­шенствоваться, развивать свой кругозор. С большим удоволь­ствием ходил в театры и слушал музыку. Пристрастился к высоко­му искусству после того, как на меня сильное впечатление произ­вёл спектакль «Цена» в Большом драматическом театре». За годы жизни в Петербурге Павел Крусь познакомился со всем репертуа­ром ведущих театров тогда еще Ленинграда. К слову, и сейчас он иногда покупает билеты в партер на спектакли фестиваля «Белая Вежа», потому что, по его мне­нию, человек, знакомый с искус­ством, обогащается духовно.

Лекции как импульс к познанию

По распределению Павел Павлович был направлен в Крас­ноярский политехнический ин­ститут. Но судьба снова решила всё по-своему — и Павел Павло­вич вернулся в любимый Ленин­град в аспирантуру, по окончании которой в 1988 году приехал ра­ботать в Брестский педагогичес­кий институт. Здесь он понял, что его сердцу ближе преподаватель­ская деятельность, чем научная и административная. Однако вот уже 17 лет успешно не только преподаёт, руководит курсовыми и дипломными работами, но и организовывает работу кафедры. И отмечает, что хоть нагрузка на работе у него большая, он не от­чаивается, а, как истинный фило­соф, замечает, что жизнь нужно любить такой, какая она есть, и поэтому искать формулу для того, чтобы всё успевать и эмоциональ­но не выгорать. «Основа её — труд», — говорит Павел Крусь.

Павел Павлович считает, что хороший преподаватель постоян­но должен расширять свой круго­зор, верить в успех обучающихся и одну и ту же тему рассказывать так, как в первый раз. «Уверен: преподаватель должен быть конурентным по отношению к новым лекции импульсом к познанию», — делится он своей позицией. Важ­ным для педагога, считает Павел Крусь, является и чтение глубокой литературы, которое всё равно что репетиции для музыканта.

Счастливый преподаватель

С высоты своего педагогичес­кого опыта Павел Павлович заме­чает, что современной системе образования наносят урон много­численные метания организаци­онно-методического характера. Поэтому, говорит преподаватель, может казаться, что современные молодые люди ничем не интере­суются. Сейчас динамично меня­ется конъюнктура рынка труда, образование становится дорогим, а время на духовное развитие на­ходить всё сложнее. «Нужно со­хранить высокую ценность чело­века как личности, а не сводить его только к уровню эффективно­го средства производства и потребления», — убежден Павел Крусь. С философской точки — зрения он подчёркивает: «При этом очень важно сохранить лучшее из классического насле­дия и научиться сочетать его с новыми методами и формами».

Павел Павлович продолжает заниматься любимым делом. Он надеется, что в скором вре­мени роль гуманитарных дис­циплин в системе образования повысится. «А самое важное для меня сейчас — семья, её здо­ровье и благополучие, — гово­рит Павел Крусь. — Мои жена и дочь также педагоги, и я очень горжусь тем, что мы учимся и учим других делать жизнь лучше, человечнее…»

Сегодня он считает себя счастливым преподавателем, потому что, отдавая студентам частичку своей души, интерес к философии в их глазах видит всегда. А это, по его мнению, и есть лучший показатель педагогического труда.

Юлия Вовк