Бурова, С. Н. О Георгии Петровиче Давидюке / С. Н. Бурова // Социология. – 2013. — № 2. – С. 29-30.

К юбилею известного белорусского социолога Г. П. Давидюка.

О Георгии Петровиче Давидюке

Высшее образование я получила в Белорусском государственном университете на юридическом факультете. Мое первое приобщение к социологии произошло благодаря профессору, доктору юридических наук Николаю Григорьевичу Юркевичу. Именно он создал для студенческой молодежи юрфака социологический кружок. Основной тематикой наших научных изысканий были вопросы брака и семьи. Под его руководством мы проводили небольшие разведывательные исследования семьи, приобретая первый социологический опыт. В моей юности социология как наука не была институционализирована, выступала любительским занятиям. Благо, что Н. Г. Юркевич, хотя и юрист, был увлеченным исследователем, имевшим большие достижения в области социологического изучения семьи, большим авторитетом в СССР как исследователь в данной сфере, и он сумел свою увлеченность передать своим ученикам. Свою кандидатскую диссертацию о судебном расторжении брака судом я писала под его руководством. Интересно отметить, что один из параграфов этой работы анализировал последствия развода для матери и детей от расторгнутого брака и был основан на эмпирическом социологическом исследовании одноименной проблемы. Получилось так, что еще до защиты диссертации была опубликована моя первая монография «Социология и право о разводе» (1979).

Профессор Георгий Петрович Давидюк был вторым (хронологически, но не по значимости) человеком, который помог моему профессиональному становлению в социологии. Я познакомилась с ним тогда, когда он был назначен заведующим Проблемной научно-исследовательской лабораторией социологических исследований БГУ (ПНИЛСИ). Это, по-моему, произошло в 1980-м или в 1981-м г. В то время я занимала должность старшего научного сотрудника в отделе проблем советской семьи и уже имела ученую степень. ПНИЛСИ состояла из нескольких исследовательских отделов, которые занимались изучением студенческой молодежи, социологией труда, проблемами семьи.

Г. П. Давидюк очень уважаемый человек, редкий специалист, ведь в то время значимых работ по методологии исследований и по прикладной социологии в нашей республике было мало. Он — автор первых в Беларуси учебных пособий для специалистов-социологов: «Введение в прикладную социологию» (1975), «Прикладная социология» (1979). Конечно, приход его в ПНИЛСИ был воспринят с воодушевлением, но и несколько настороженно. Ходили слухи о его довольно строгом характере. Запомнилось одно из первых собраний сотрудников лаборатории, на котором Георгий Петрович был представлен кем-то из высшего руководства университета всем собравшимся и где он произнес свою программную речь. …Я сидела в дальнем углу комнаты и вдруг услышала свою фамилию. Георгий Петрович похвалил меня за скромность (имея в виду мое сидение в уголке) и сказал, что мне нужно быть более заметной, потому что есть чем гордиться. Я была в недоумении и мне стало не по себе. А он продолжал, напомнив, что у меня есть недавно опубликованная монография. Если честно, то я не придавала особого значения этому факту, так как спустя уже очень короткое время поняла, что эта работа не имеет больших достоинств, страдает описательностью. Но Георгий Петрович подчеркнул, что эта книга очень хорошо меня характеризует как специалиста. Хотя, правда, немногие сотрудники, работавшие тогда в нашей лаборатории, имели авторские монографии. И этот факт (наличие данной книги) сыграл в моей профессиональной биографии значимую роль. Спустя некоторое время Георгий Петрович вызвал меня к себе в кабинет и сделал предложение, которое вызвало у меня бурю эмоций. Он предложил мне стать заведующей отделом проблем советской семьи. К тому времени эта должность была вакантной. Первая реакция была протестом: «НЕТ! Нет и нет!». Я никак не видела себя в качестве руководителя. Это было так неожиданно и, в то же время, так занятно! Ведь всеми другими отделами руководили только мужчины. И отделом семьи тоже до этого случая руководил мужчина — Рукавишников Владимир Олегович, специально приглашенный на эту должность из Ленинграда. Но накануне он уехал обратно, в Ленинград. Место было свободным.

Георгий Петрович сказал, что я не должна отказываться так резко. Он дал мне время на обдумывание, обещал свою поддержку, он пытался меня вдохновить новыми перспективами, грядущими творческими планами. И это было психологически верно. После первого отторжения сделанного предложения я постепенно стала привыкать к мысли о возможности занять должность заведующей отделом. Не помню, как долго шло осмысление и свыкание с этой мыслью, но, в конце концов, я согласилась. И потом не пожалела об этом. Но было очень и очень непросто. Все мы учились быть социологами, набивали шишки, делали ошибки, знаний и опыта не хватало, но мало-помалу двигались вперед. Георгий Петрович делал все возможное, чтобы сделать коллектив ПНИЛСИ профессиональным. Особенно помогали теоретико-методологические семинары, которые стали регулярными. Всем коллективом мы учились методологии прикладных социологических исследований, дискутировали предметные области, обсуждали программы исследований, которые готовились во всех отделах в соответствии с планами работ ПНИЛСИ. Был создан научный совет лаборатории. На его заседания приглашались и приезжие специалисты из крупных исследовательских центров СССР, а так- же из-за рубежа. К нам приезжали на стажировки зарубежные специалисты. Помню ученых из Югославии, Китая, Великобритании. А у нас была возможность выезжать с докладами на научные конференции, которые проводились в разных городах Советского Союза.

Запомнились заседания научного совета ПНИЛСИ с презентациями отчетов отделов, которые превращались в настоящие защиты этих работ. К ним готовились тщательно и ответственно. Георгий Петрович придавал большое значение как содержанию, так и форме этих заседаний. Лично для меня это стало незаменимой школой освоения профессии социолога.

Я благодарна Георгию Петровичу за то, что он был моим наставником, что он помог мне, как и многим другим, развиваться в этой замечательной научной области.

Живите долго и счастливо, дорогой учитель.

С. Н. Бурова, кандидат юридических наук, доцент