Кроме того, в старинном парковом комплексе в Свислочи с пышно заросшими зеленой осокой прудами сохранилась густая аллея могучих лип, которые помнят, несомненно, времена К. Калиновского. Возможно, помнит о них еще какой-нибудь ветхий неприметный домик, затерявшийся где-нибудь в тихой узенькой улочке всегда чистого и опрятного городка. Вот, пожалуй, и все, что осталось здесь от тех далеких времен. Остальное бесследно унесло беспощадное лихолетье…
Кроме К. Калиновского в стенах Свислочской гимназии получили образование такие известные руководители , и участники восстания 1863 года, как Ромуальд Траугутт, Владислав Малаховский, Адольф Белокоз и другие.
***
На первом месте среди них по праву стоит фигура Владислава Малаховского (1827-1900), талантливого инженера человека последовательных революционно-демократических убеждений. Он родился в Кобринском уезде Гродненской губернии. Окончив Свислочскую гимназию, поступил в Петербургский институт путей сообщения. Работая после окончания института на строительстве Петербургско-Варшавской железной дороги, активно участвовал в подготовке восстания в Белоруссии и Литве. На начальном этапе восстания в повстанческой администрации занимал важный пост начальника Вильно. В марте 1863 года, после совершенного «белыми» переворота, был смещен. Однако с приходом к руководству восстанием Калиновского Малаховский вновь стал начальником города.
После неудавшегося покушения на Виленского предводителя дворянства Домейку, когда Муравьев приказал заменить весь персонал служащих железной дороги, состоявший из местных уроженцев, русскими чиновниками, Малаховский вынужден был в августе месяце 1863 года выехать в Петербург, а оттуда, как предписывалось, на Кавказ, к новому месту службы. Но начавшееся следствие по делу Домейко круто изменило планы Малаховского. Уже в самом начале следствия Муравьеву стало известно о его революционной деятельности, о принадлежности к повстанческой организации. В столицу полетела секретная телеграмма, содержавшая приказ немедленно арестовать только что прибывшего революционера. Однако тому удалось избежать ареста. Вовремя предупрежденный о грозящей опасности, он с австрийским паспортом на имя Леона Варнерке*, которым его снабдили русские революционеры, сел на английский корабль и скрылся за границу. Но и в короткий срок своего пребывания в Петербурге в августе 1863 года Малаховский успел выполнить там важные поручения К. Калиновского, встретиться с Иосафатом Огрызко…
Находясь за границей, вне предела досягаемости карательных законов русского самодержавия, В. Малаховский стремился, насколько позволяли возможности помочь восставшим.
После вынужденного отъезда В. Малаховского важный в организации пост начальника города Вильно занял Игнатий Зданович (1841—1863), ведавший до этого финансовыми делами повстанческой организации.