Ивченков, В. И. Создание научного текста через призму дискурсного анализа / В. И. Ивченков // Народная асвета. – 2021. — № 4. – С. 7– 9.

Создание научного текста

через призму дискурсного анализа

В статье представлено описание занятий по созданию и анализу научного текста в сфере дискурсного анализа с использованием технологий проблемного, исследовательского, эвристического обучения. В качестве образовательного базиса выступает программная тема магистерской дисциплины «Научный анализ текстов» — «Текст как продукт интеллектуальный деятельности, коммуникации и познания. Вербальный текст в реальном коммуникативном действии, в интеграции с социально- культурными и идеологическими контекстами, как процесс, протекающий во взаимосвязи с многочисленными другими функциональными категориями, включая читательскую аудиторию. От изучения языка в социальном контексте к дискурсному анализу», в рамках которой рассматриваются яв­ления, факты, медиасобытия.

The article describes classes on the creation and analysis of a scientific text in the field of discourse analysis using the technologies of problem-based, research, and heuristic learning. The program topic of the master’s discipline «Scientific Analysis of texts» — «Text as a product of intellectual activity, communication and cogni­tion. Verbal text in real communicative action, in integration with socio-cultural and ideological contexts, as a process that proceeds in conjunction with numerous other functional categories, including the readership. From language learning in a social context to discourse analysis» is article’s educational basis. Various phenomena, facts and media events are examined under the mentioned program.

Организационно-методические основы изучения дисциплины

«Научный анализ текстов»

В ходе подготовки магистрантов при изучении дисциплины «Научный анализ текстов» в рамках темы «Текст как продукт интеллектуальный деятельности, коммуникации и познания. Вербальный текст в реальном коммуникативном действии, в интеграции с социально-культурными и идеологическими контекстами, как процесс, протекающий во взаимосвязи с многочисленными другими функциональными категориями, включая читательскую аудиторию. От изучения языка в социальном контексте к дискурсному анализу» была поставлена цель — создать условия для разработки обучающимися образовательного продукта, а именно научной публикации.

Для реализации поставленной цели решались общие и частные задачи: развивать у магистрантов способности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности (анализ, сопоставление, систематизация, абстрагирование, моделирование, проверка достоверности данных, принятие решений и др.), генерированию и использованию новых идей, реализации методологических знаний и исследовательских умений; корректировать научный и производственный профиль профессиональной деятельности; формировать навыки самостоятельного приобретения новых знаний и уме­ний, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности; научить магистрантов осознавать собственные сильные и слабые стороны, лидерские, а так же исполнительские, творческие, аналитические способности.

Целеполагание обучающихся организуется путем постановки следующих вопросов: для чего нужна научная публикация? Видите ли вы себя автором научного исследования? Каков результат научно-исследовательской работы в сфере журналистики? Что бы вы хотели узнать при выполнении данного проекта? Какими инструментами научного анализа вы бы хотели овладеть?

Для постановки целей магистрантам предлагается дополнить следующие фразы: «Я хочу …»; «Мне нужно …»; «Я исследую …»; «Мне сложно …»; «Я хочу и могу достичь поставленной цели …».

Структура учебных занятий предполагает реализацию следующих этапов дискурс-аналитики.

Подготовительный этап. Преподаватель размещает на образовательной платформе Moodle (https://edujourn.bsu.by/course/view.php?id=i40) необходимый теоретический и практический материал, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля. Обязательное условие — отсутствие готового решения предлагаемого задания. Вопросы, возникающие у студентов в процессе выполнения задания, можно публиковать на образовательном портале в чате, чтобы оперативно получить обратную связь от преподавателя.

На первом этапе магистрантами исследуется и рефлексируется собственный опыт самостоятельной работы. Открытое задание для изучения реального объекта действительности предлагается выполнить на основе дискурсного подхода.

Ситуация наблюдения и участия. Представьте, что вы — член Медиалингвистической комиссии при Международном комитете славистов (http://medialing.spbu.ru/). На одной из конференций вы познакомились с основоположником дискурсного анализа СМИ Т. А. ван Дейком. Какие вопросы вы бы задали ученому по исследуемой вами проблеме?

Изучите следующие источники: «Язык. Познание. Коммуникация» (Т. А. ван Дейк) и «Интервью с Т. А. ван Дейком: о трендах в дискурсном подавлении, европейском национализме и гуманитарной ядерной бомбе» (Ян Тяжлов, Евгений Кожемякин); предложите способ когнитивной обработки конкретного медиасобытия. Оформите идеи и определите тему исследования.

На втором этапе организуется демонстрация и сравнение разрабатываемого образовательного продукта с культурно-историческим аналогом.

Каждый обучающийся размещает образовательный продукт, созданный в текстовом редакторе Word, на портале БГУ (доступен для просмотра всем студентам группы, которые сравнивают образовательные продукты друг друга). Затем преподаватель предлагает сравнить полученные продукты с культурно-историческим аналогом (основными положениями концепции, изложенной в главе 1 книги В. И. Ивченкова «Дискурс белорусских СМИ. Организация публицистического текста», Минск, 2003). В результате магистранты определяют проблемы, над которыми предстоит работать в дальнейшем. Приведем несколько примеров: «Экс-тралингвистические средства репрезентации женщин-руководителей в медиадискурсе», «Конструктивный диалог в аналитических жанрах медиа: дискурсный анализ», «Фрейм цвета в аудиовизуальном дискурсе», «Экологическая тематика в детских изданиях: элементы дискурсного анализа» и др.

На третьем этапе обобщаются образовательные и создаются коммуникативные продукты, генерируются идеи по улучшению са­мостоятельной работы, что отражено в презентации «Когнитивная обработка Дискурса СМИ» (https://edujourn.bsu.by/course/view. php?id=i4o). На форуме образовательного портала БГУ организуется онлайн-обсуждение субъ­ективных образовательных продуктов: каждый обучающийся анализирует не менее трех продуктов, выполняя при этом роль, как организатора, так и участника обсуждений. Внимание обучающихся обращается на необходимость усвоения в процессе онлайн-обсуждения основных компонентов коммуникативной компетенции: соблюдение этикетных норм и правил, включая использование словесных формул, умение формулировать основную мысль, грамотно конструировать предложения и корректно выра­жать свои коммуникативные намерения, задавать вопросы различных типов, достигать соглашения или определять позицию по спорным вопросам, аргументировать собственную точку зрения, принимать во внимание альтернативные мнения и др.

На четвертом этапе оцениваются идеи и проекты организации самостоятельной работы обучающихся.

Критерии оценивания задания (предметного образовательного продукта): содержание (актуальность проблемы, четкий тезис, умение струк­турировать информацию, ее критическая переработка, ясное изложение собственной позиции); оригинальность (уникальность) авторского решения проблемы; аргументация (факты отделены от субъективного мнения, анализ проблемы осуществлен с разных позиций).

Отдельно оценивается участие каждого магистранта в онлайн-обсуждении продуктов учебной деятельности (коммуникативный образова­тельный продукт).

На пятом этапе проходит апробация предложенных магистрантами продуктов в виде докладов на 77-й научной конференции студентов и аспирантов БГУ.

Критерии оценивания коммуникативного образовательного продукта: кратность содержательных выступлений; умение формулировать вопросы различных типов (когнитивные, экстенсивные, креативные); способность вести конструктивный онлайн-диалог, соблюдать этику и этикет общения, доказывать свою точку зрения, принимать во внимание альтернативное мнение, аргументировать ответы на вопросы.

На шестом этапе производится доработка тезисов докладов к опубликованию в сборнике 77-й научной конференции студентов и аспирантов БГУ.

На седьмом этапе организуется рефлексия.

Вопросы для рефлексии

  • Соотнесите поставленные перед началом работы цели с достигнутыми результатами. Что удалось реализовать? Что не удалось и почему?
  • Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над публикацией?
  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания и как вы их преодолевали?
  • Каких успехов вы достигли в процессе выполнения задания?
  • Какой наиболее значимый личный результат вы получили по итогам эвристического интернет-занятия?

С примерами, подтверждающими образовательные результаты магистрантов, можно ознакомиться на образовательном портале БГУ: https://edujourn.bsu.by/course/view.php?id=i40.

Резюме автора

Проведение эвристического занятия является эффективной формой организации учебной работы. Результатом выполнения открытого задания становится не только создание каждым обучающимся продукта собственной научно-исследовательской деятельности, по н развитие у магистрантов личностных качеств (познавательных, креативных, регулятивных и др.). Взаимосвязь внешней и внутренней образовательной продукции лежит в основе повышения уровня научно-исследовательской культуры обучающихся. Участвуя в сетевом проекте, магистранты имеют возможность усовершенствовать следующие навыки: отбирать информацию, правильно распределить собственные ресурсы для изучения теоретических материалов и выполнения практических заданий, мыслить нестандартно и гибко, работать с современными средствами коммуникации, сотрудничать в виртуальном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Король, А. Д. Основы эвристического обучения: учеб, пособие / А. Д. Король, И. Ф. Китурко. — Минск: БГУ, 2018. — 207 с.

В. И. Ивченков,

заведующий кафедрой медиалингвистики и редактирования БГУ,

доктор филологических наук, профессор