Иоанн Антонович Котович // Кобрин-информ. – 2011. – 21 июля. – С. 28-29.

«…служить народу края, указывать уму нужные в жизни ценности и образцы поведения».

И. А. Котович

ИОАНН АНТОНОВИЧ КОТОВИЧ

(1839–1911 гг.)

Начало пастырской деятельности

В этом году исполняется 100 лет со| дня смерти Иоанна Антоновича Котовича (1839-1911 г.).

Иоанн Антонович Котович, старший сын протоиерея Антония Онуфриевича Котовича, родился в год упразднения унии (1839 г.) в селе Черевачицы Кобринского уезда Гродненской губернии. Получил образование в Кобринском духовном училище, закончил Литовскую духовную семинарию. Митрополит Иосиф Семашко предлагал послать его учиться за казённый счет в Петербургскую духовную академию, но И. Котович решает посвятить себя службе в родной епархии. И с 1861 по 1863 год занимает должность третьего учителя в Кобринском духовном училище.

Кобринское духовное училище было одним из трех учебных заведений такого рода в Гродненской губернии. Основной его целью было подготовить мальчиков к поступлению в духовную семинарию. Оно подчинялось духовно-учебному управлению при Священном Синоде и, в частности, правлению Литовской духовной семинарии в г. Вильно. Училище состояло из трех отделений. Курс обучения продолжался три года. В училище дети поступали в возрасте от 9 до 11 лет.

Согласно табелю успехов по разным предметам, среди учеников училищ Литовской Епархии на приемных экзаменах при поступлении в семинарию ученики Кобринского училища по большинству предметов показывали наилучшие результаты.

Учитель Иоанн Котович, серьезно относившийся к преподавательской работе, неравнодушный к проблемам учащихся и преподавателей, посылает в «Литовские епархиальные ведомости» статью «О репетициях, которыми пользуются ученики в наших духовных училищах», содержащую рекомендации по их организации.

Рассуждая о работе учителя уездного духовного училища, о проблемах, с которыми учитель сталкивается, Котович пишет: «Нужно приготовиться к классу, чтобы познакомить учеников со следующим уроком, в самом классе приходится просидеть всякий день четыре-шесть часов, смотря по тому, сколько уроков выходит в день на его долю: а тут еще и репетиция с разнообразием своих предметов». (Прим, репетиция — это подготовка к поступлению в училище и работа с учащимися, требующими дополнительных занятий). Одному учителю трудно справляться: не хватает времени «освежить себя чтением какой-нибудь хорошей книги и т. д. В этом отношении языки латинский и греческий сравнительно с другими предметами занимают почетное место. Они пользуются перед другими особенной привилегией и поглощают почти все время ученических занятий. Поэтому и самые репетиции наичаще ограничиваются этими двумя предметами — арифметика, география и др. отходят на последний план».

И. Котович предлагает иную систему организации репетиций: ученика должны репетировать учителя разных предметов, а не один учитель, как это было принято в то время в духовном училище.

Уже в период учительства проявляются у И. Котовича склонности к исследовательской работе по изучению своего края. Он собирал полесский фольклор для известного издания Петра Гильтенбранда «Сборник памятников».

Петербургский период жизни И. Котовича

В том же 1863 г. газета «Дух христианина» напечатала его статью «О придорожных крестах», которая позже, в 1870 г., была вторично напечатана в ЛЕВ под названием «Об обычае ставить кресты на открытых местах Северо-Западного края России». Эта статья во многом решила его судьбу. Редактор журнала священник А. Гумилевский прислал ему убедительное письмо с приглашением ехать учиться в Петербургскую духовную академию, извещая, что одна высокочтимая дама-христианка вносит капитал на все время его пребывания в академии, но с тем лишь условием, что он по окончании академии останется непременно священником в Северо-Западном крае. Последнее обстоятельство и повлияло на его дальнейшие планы. Он пишет заявление об увольнении. Распоряжение об увольнении 3-го учителя И. Котовича с должности получено, и уже 16 ноября он в Петербурге, а 5 декабря зачислен в число студентов академии без экзаменов. Впоследствии он узнал, что его добровольной попечительницей оказалась начальница общины сестер милосердия на Песках (Петербург) Екатерина Андреевна Кублицкая. О ней как о высокой по своей кротости, смирению и доброте женщине-христианке Иоанн Котович сохранил самые лучшие и возвышенные воспоминания на всю свою жизнь.

Из академии он вынес богатый запас знаний, а главное — сознание нравственной своей обязанности и готовности отдавать все свои силы и труды на благо родного края.

Учителем Иоанна Котовича был Михаил Осипович Коялович — самый видный представитель белорусской исторической мысли второй половины 19 века. Публицист и общественный деятель, профессор русской гражданской истории Санкт-Петербургской духовной академии, он относился к той части исторических деятелей, которые, трудясь над историей Белой Руси, рассматривали ее в русле православно-русской культуры. Признавая этнокультурное и национально-государственное родство белорусов, великороссов и малороссов, он был глубоким патриотом, любил свой Западный край и свой народ, о духовно-нравственном воспитании которого проявлял свою заботу, борясь за православие в Западной России. Однако он никогда не выступал за обязательное политическое объединение всех славян под эгидой России. Он знал свой народ и желал ему добра.

Взгляды М. О. Кояловича, получившие название «западнорусских», воспринимались «академиками» — молодыми людьми, его учениками и земляками, которые не только разделяли его идеи, но и поддерживали своего старшего товарища. Среди них: О. В. Щербицкий (1837-1916 гг.) — основатель «Белорусской библиотеки в Вильно», член археографической комиссии, автор работ по истории церкви в Белоруссии, автор книги «Город Брест – Литовск», «Исторический очерк Вильна», 1913 г.

П. Н. Жукович (1857-1919 гг.) – любимый ученик И. О. Кояловича, который «мыслью и сердцем всегда был с Западной Русью и воспитывал новое поколение юных, работающих для нее сил». Член-корреспондент Российской академии наук, составитель библиографии по истории Белоруссии, исследователь истории Белоруссии, Украины и Польши в XV- XVIII веках. Уроженец Пружан Гродненской губернии.

Ю. Ф. Крачковский (1840-1903) – председатель Виленской археографической комиссии (1888- 1902г.), директор Виленской публичной библиотеки и музея, автор работ по истории быта крестьян и духовенства Белоруссии, истории города Вильно в 14-17 веках и русско-польских отношений в 18-19 в.

Наш земляк, уроженец села Озяты Кобринского уезда.

П. А. Червяковский (1843-1887 г.) — выпускник Духовной академии 1867 г. Исследователь истории крестьянства Речи Посполитой, и накануне последнего ее раздела. Автор труда: «Богословская система Феофана Прокоповича» и др. Уроженец Жировичей.

И. Я. Киприанович (1851-1915 г.) -один из самых одаренных учеников И. О. Кояловича. Магистр богословия, ученый, преподаватель латыни, истории и педагогики. Автор работ по истории образования в Белоруссии. Автор «Исторического очерка православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени». В 1899 г. участвовал в Уваровском конкурсе на лучший труд о митрополите Иосифе Семашко и победил в нем. Уроженец Логойщины.

А. В. Белецкий (1841-1907) — окружной инспектор Виленского учебного округа (с 1892 г.), помощник попечителя Виленского учебного округа И. П. Корнилова (1889-1906 г.). Историк, филолог, общественный деятель. Автор научных трудов «Униатский вопрос с 1772 по 1872 г.», «Сорокалетие русской начальной школы в Северо-Западном крае» и др.

В эту подлинно историческую школу из числа студентов-белорусов, обучавшихся в Петербургской духовной академии, входил Иоанн Котович, будущий редактор «Литовских епархиальных ведомостей».

В общении с этими талантливыми молодыми людьми, в дискуссиях об исторических судьбах своего народа формировалось его мировоззрение, желание исследовать свой край, стать нужным полезным своему народу.

У М. Кояловича, идеи которого его способный ученик считал «жизненно важными для белорусов», сложились особые отношения со своим воспитанником. Будучи давним знакомым семьи Котовичей, М. О. Коялович покровительствовал, помогал молодому Котовичу. Именно он убедил его не бояться академических трудностей и ехать учиться в Петербургскую академию.

Об этой поддержке свидетельствует интересный документ — письмо следующего содержания: «Милостивый государь Осип Николаевич! Убедительно прошу помочь Вашими указаниями моему земляку — учителю Кобринского духовного училища Ивану Котовичу, который приехал для поступления в нашу академию, для выдачи вида на жительство». Это письмо, по-видимому, написано в 1863 г. А 13 августа 1867 г. М. О. Коялович написал

И. П. Корнилову (попечителю Виленского учебного округа): «Я слышал, что Вы, Иван Петрович, хотели назначить подателя этого письма Ивана Антоновича Котовича законоучителем в Ковно. Очень буду рад, если это осуществится. Котович имеет солидное образование…»

Под руководством своего учителя еще в студенческие годы И. А. Котович принимал участие в подготовке к печати материалов к работе «Документы, объясняющие историю Западной России и ее отношение к Восточной России и Польши», а после смерти Михаила Осиповича — материалов 9-го археологического съезда в Вильно (1893 г.). Под его же руководством начинает писать диссертацию.

О тесной духовной и дружеской связи учителя и его ученика свидетельствуют 58 писем за 1870-1891 г.

В. Н. Черепица в своей книге о жизни и творчестве М. О. Кояловича приводит интересные отрывки из них «Ваше письмо я застал у себя после возвращения с моего докторского диспута, по этому уже одному Вы можете заключить, с каким чувством я читал Ваше дружеское письмо. В нем я видел привет мне моей милой родины…. Накануне ожидаемых благ бедствую невыносимо. Жена больна, и по всему видно неизлечимо, (умерла в возрасте 34-х лет 5 декабря 1874 г.). Дети запущены, старшему угрожает опасность в четвертом классе на второй год. Весь дом разваливается, вероятно, скоро дойдет очередь и до меня… Мой диспут прошел благополучно и кончился скоро (в 3 часа). Досадно, что газетчики оскорбили моих оппонентов. Возражения их были дельными, и я очень благодарен им, что они дали мне возможность высказаться. Премного благодарен за Вашу дружбу и одолжение»,- писал Михаил Осипович Иоанну Котовичу 1 июня 1873 г.

Они поддерживали друг друга. На страницах «Литовских епархиальных ведомостей» опубликовано по просьбе историка много работ Михаила Осиповича, в т.ч. его речь на защите докторской диссертации «История воссоединения западно-русских униатов новых времен».

Публикации М. О. Кояловича в свою очередь делали эту газету популярной, одной из самых читаемых в Литве и Беларуси.

Из писем видно, как высоко он оценивает Котовича и как был благодарен ему за поддержку. 6 июня 1880 г. он пишет Котовичу: «Извлечение из моей книги Вы сделали как следует: почитают ли это наши белорусы-земляки?» В письме от 4 октября 1873 г. Коялович, поблагодарив отца Иоанна за присылку денег, вырученных за продажу своих книг, замечал: «Очень рад, если бы моя книга пошла в городские училища, от платы за них я мог бы отказаться». «Спасибо за хлопоты о моей книге «История воссоединения западно-русских униатов». Теперь могу с удовольствием сказать, что самое большое число экземпляров моей книги пошло на родину, конечно же, благодаря Вам. С удовольствием читаю Вашу брошюру. Влияйте и поощряйте описание церквей. Это приведет к разработке местных архивов…». «Читал Вашу статью о Гродненской епархии. Хорошо написана, ничего не слыхал об этом».

Коялович

И. А. Котович дорожил письмами своего наставника, телеграммами, посланными лично ему и в «Литовские епархиальные ведомости» для опубликования. 3 января 1881 г. Коялович пишет:«Вы не только не наскучиваете мне, а напротив, возбуждаете большую и большую жажду знания Виленских дел. Чертежи старого и проектируемого русла Вилейки — прелесть!» 10 марта 1887 г.: «Отец Иоанн! Что же Вы смотрите! Это ужас, что настрочил Вруцевич о русском латинстве…» 7 января 1888 г.:

«Сделайте милость, наставляйте на путь истинный Вруцевича». 31 декабря 1888 г. Коялович продолжил разговор с Котовичем об изготовлении портретов в Виленской духовной семинарии, подсказал, в каких изданиях их можно найти.

Последнее письмо, посланное в Вильно к Котовичу (вероятно, зимой 1891 г.), было написано под диктовку больного Михаила Осиповича его сыном Борисом: «Ваше письмо доставило мне большое утешение… Жаль, что я опоздал с моим прошедшим письмом к Платону Николаевичу Жуковичу, которому я поручал посоветоваться с Вами и Добрянским и общими силами направить на путь западно-русской истины Вруцевича, который каждым своим номером выводит меня из терпения. Вижу, что не во мне одном накапливается недовольство нынешней редакцией «Виленского Вестника»… Беритесь вовремя спасать честь западноруса и доброго человека. Ваш Коялович».

Вся переписка М. О. Кояловича с И. Котовичем — свидетельство родства душ, общих взглядов, добрых отношений единомышленников, ставших друзьями. Эти общие взгляды на исторические судьбы белорусского народа прослеживаются в речи И. Котовича на освещении и открытии библиотеки в память о его учителе на его родине в Кузнице 30 июня 1896 г.: «…С чувством благодарности и сочувствия было встречено у нас известие о благодарной мысли студентов духовной академии, какою они возымели намерение почтить светлую память незабвенного своего профессора, — того профессора, который был вдохновенным и могучим проповедником чистой исторической правды, неутомимым поборником попранных в нашей Белоруссии прав православия и русской народности, который воскрешал в своих пламенных словах и глубоком заключении в умах слушателей и читателей его русское самосознание, — и увековечить эту память делом не в столице, где покоится его прах, а на его родине, здесь — в живописной Кузнице, которой он обязан первыми зачатками своих лучших стремлений и своей славы, — на почве той любимой им Белоруссии, в жертву которой он принес лучшие свои чувства, здоровье и знания».

Пастырская деятельность в

Пречистенском кафедральном соборе в Вильно

В 1867 г. после окончания академии молодой богослов приезжает Вильно, где был представлен митрополиту (И. Семашко), которому высказывает желание служить в его епархии в качестве священника. Митрополит одобряет его намерение, благословляет и советует подождать открытия штатов в Пречистенском соборе. Ожидая назначение, Котович устраивается на работу в Публичную библиотеку и продолжает работу над диссертацией. 2 августа 1868 г. митрополит принял его прошение о назначении его священником при соборе, куда и был посвящен 29 сентября 1868 г. епископом Брестским Игнатием (Железовским). О рукоположении в священники сообщают ЛЕВ: «29 сентября

(1868 года) воспитанник С.-Петербургской духовной академии И. Котович назначен к Виленскому Пречистенскому собору.

Храм был освящен 22 октября 1868 г. в самой торжественной обстановке собором иерархов — архиепископом Минским Антонием, епископом Брестским Игнатием и епископом Ковенским Иосифом. Сама императрица Мария Александровна прислала в дар собору ко дню освящения прекрасный напрестольный крест и великолепной работы мастера Сазикова напрестольное Евангелие.

История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы (Пречистенского) отражает историю православия на Белорусско-Литовских землях.

Виленская (Пречистенская) церковь возведена в первой половине 14 в. Археологи подтвердили сведения, дошедшие до нас по преданию, что основание собору положено в 1346 г. Кафедральным собором она стала в 1415 г., после разделения двух православных митрополий — Киевской и Московской. В Киевскую митрополию, наряду с другими западно-русскими приходами, вошли и виленские. В 1588 г. в стенах Пречистенского собора побывал Константинопольский патриарх. После заключения унии Пречистенский собор перешел под контроль униатов. Вскоре после этого храм был поражен сильным пожаром. Но базилианский униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Пречистенский собор, не заботился о его благополучии. Против базилиан был даже составлен формальный обвинительный акт. В нем говорилось: «Троицкие базилиане соборную виленскую церковь, славившуюся некогда внешней красотой зданий и богатством внутреннего убранства, довели до того, что она своими развалинами и опустением соответствует лишь о крайнем позоре и унижении греческого обряда и вызывает грустное недоумение у жителей Вильны. Достояние церкви расхищено, остались лишь два старых облачения из самой дешевой материи чудотворная икона Богоматери перенесены базилианами в их монастырь Св.Троицы. А было некогда в соборной церкви шесть пресвитеров и два диакона».

В результате общегородского пожара в Вильно в 1748 г. Пречистенский храм вновь сильно пострадал, а на рубеже 18-19 в. собор пострадал от грунтовых вод. В начале 19 в. уже после присоединения литовского края к Российской империи, в соборе вообще не служили, а глава униатской епархии епископ Булгак не нашел ничего лучшего, как продать храмовое здание военному ведомству.

В 1808 г. здание передано в распоряжение Виленского университета. В здании церкви разместились университетский анатомический театр и ветеринарная клиника со скотолечебным отделением. После закрытия университета, после 1830-1831 г., здание было передано городской управе, и теперь оно выглядело, как заброшенный дом, в нем ютилась бедность, а в алтарной части бывшего храма разместилась кузница…

И это в храме, который некогда был красой и гордостью литовской столицы.

Ведь в нем проходили патриаршие богослужения и достойнейшие кандидаты возводились в сан митрополита. Святыня служила и княжеской усыпальницей, в подвальных помещениях храма были погребены тела Великого князя Альгидаса (ум. в 1377 г.), его супруги княгини Иулиании (ум. в 1392 г.), княгини Елены (ум. в 1513г.), супруги Великого князя Александра. Над гробницей княжны Елены до 1810г. еще сохранялась серебряная плита с тремя гербами: литовским, польским и московским.

Началом возрождения собора стал 1864 г. Восстанавливали собор по проекту профессора Петербургской академии художеств А. И. Резанова — выдающегося зодчего, который стремился придать храму первоначальный облик. Строительными работами руководил архитектор Н. М. Чагин. Автором иконостаса был знаменитый художник И. П. Трутнев. Все образа для иконостаса художник написал безвозмездно.

Одновременно с назначением в священники собора попечитель Виленского учебного округа П. Н. Батюшков назначил И. Котовича 1 октября 1868 г. законоучителем реальной гимназии, ставшей затем училищем. Таким образом, Котович вернулся к педагогической деятельности и проявил себя талантливым организатором и руководителем учебного процесса.

20 декабря 1869 г. молодой И. Котович по представлению архиепископа Макария был утвержден Св. Синодом в должности редактора «Литовских епархиальных ведомостей». Об этом сообщается в разделе официальной хроники.

         «Литовские епархиальные ведомости» — это литературный епархиальный орган. Еще в начале 1861 г. (21марта) митрополит И. Семашко предложил ректору Литовской духовной семинарии архимандриту Иосифу (Дроздову) совместно с членами консистории, другими посвященными ими духовного ведомства выработать программу епархиальных ведомостей, «соответственно условиям (Северо-Западного) края в церковном отношении». С 13 мая 1862 г. редакторами ЛЕВ назначены архимандрит Иосиф, кафедральный протоиерей Виктор Гомолицкий и член консистории священник Анатолий Пщолко. Первый номер ЛЕВ вышел 15 января 1863 г.; напечатан в типографии о. Блюмовича. В первых двух номерах помещена оригинальная статья профессора М.О.Кояловича: «Историческое призвание западно-русского православного духовенства».

Таким образом, за два с половиной года пребывания в Вильно молодой священник Котович успешно продвигается по служебной лестнице, активно занимается педагогической деятельностью, много читает, исследует свой край, публикуется на страницах ЛЕВ и сотрудничает с другими изданиями. К этому времени относятся интересного содержания статьи и публикации в ЛЕВ: например, статья «Диакон Иван Федоров, первопечатник Московский в Западной России» содержит материал о малоизвестных страницах жизни И. Федорова и П. Мстиславца, основателей первой типографии в Российском государстве и авторов первой печатной книги «Апостол», изданной в Москве в 1564г. Он описывает; время пребывания в м. Заблудове Гродненской губернии Белостокского уезда после изгнания из Москвы и время жизни И. Федорова во Львове, Остроге. «Конец жизни И. Федорова, — пишет автор,- очень печален. Он впал в такую нищету, что принужден был отдать под залог еврею весь свой печатный станок за 411 злотых и умер во Львове в крайней нищете».

В ЛЕВ за 1868 г. опубликовано проникновенное «Слово 26 ноября 1868 г.» по поводу кончины И. Семашко, который покровительствовал молодому Котовичу, чьи взгляды он разделял, чьи дела он высоко оценивал.