Логвинович, Я. Оскар Зарисский – гениальный математик из Кобрина / Яков Логвинович // Кобрин-информ. – 2015. – 18 июня. – С. 7.

Об Оскаре Зарисском, одном из самых гениальных и знаменитых математиков мира, выходце из Кобрина.

Оскар Зарисский –

гениальный математик из Кобрина

24 апреля 1899 года в нашем городе, который тогда был частью Российской империи, в семье Бецалеля Зарицкого и Ханы Тенненбаум родился мальчик, которого назвали Ошером. Именно ему суждено было стать одним из самых гени­альных и знаменитых математиков мира. Его отец, учитель талмуда, умер, когда ребёнку было всего два года. Матери пришлось одной содержать семерых детей. Она владела ма­газином и вела свое дело настолько успешно, что вскоре се­мья стала одной из самых богатых в Кобрине.

Когда Первая мировая война приблизилась к Кобрину, Ошер Зарицкий с братом бежал в украинский Чернигов, где его математические способности вскоре ярко проявились в мест­ной гимназии. С матерью он не мог видеться до 1918 года. В 1918-20 гг. Зарицкий учился в Киевском университете. Так как поступить на факультет математики там было невозмож­но, поскольку все места были заняты, юноша выбрал философию и изучал ее в течение двух лет. Однако, развивая свои математические интересы, в дополнение к философии он изу­чал алгебру и теорию чисел.

Шла гражданская война, но Ошер посещал занятия даже во время бушевавших на улицах боев между солдатами царской и Красной Ар­мии. Однажды украинские солдаты стали стре­лять в студентов, и Зарицкий был ранен. Пос­ле того как коммунисты взяли Киев и отменили экзамены, он тайно ездил сдавать их домой к профессорам. В Киевском университете юноша учился у самого Дмитрия Александровича Граве (1863-1939), создателя первой крупной русской математической школы, из которой вышли ведущие математики следующего поколения. К их числу относятся Борис Николаевич  Делоне, Николай Григорьевич Чеботарев, Отто Юльевич Шмидт и многие другие.

В 1920 году Ошер вернулся в Кобрин. Со­гласно мирному договору между Россией и молодой независимой Польшей, город отошел к Польше. Зарицкому пришлось выбирать меж­ду русским и польским гражданством. Выбор пал на последнее, так как хотелось изучать математику в Западной Европе, а гражданину Польши было легче получить паспорт.

Привлекательной была Италия, где инос­транцам не надо было платить за обучение и где была весьма низкая стоимость проживания. Сначала Ошер стал учиться в университете г. Пиза. Однако тамошний математический факультет по уровню и качеству даваемых зна­ний значительно уступал Киевскому. Тогда будущий великий математик перевелся в Рим­ский университет. В Италии имя и фамилия произносились на западный манер, и Ошер Зарицкий стал Оскаром Зарисским. Внести такие корректировки в звучание предложил один из учителей юноши Ф. Энрикес, и новое имя использовалось для первой публикации, которая была совместной с тем самым преподавателем.

В 1924 году Оскар окончил Римский уни­верситет. В столице Италии он становится учеником знаменитой итальянской школы ал­гебраических геометров — Г. Кастельнуово (1865 -1952), Ф. Энрикеса (1871 -1946) и Ф. Севери (1879-1961).

В 1924 году Зарисский окончил докторанту­ру, защитив под руководством Картельнуово дис­сертацию по теме, связанной с теорией Галуа (ре­шением уравнений в радикалах). В том же году он женился на Yole Cagli, итальянской студентке, ко­торая изучала литературу. Для заключения брака он приезжает со своей будущей женой в Кобрин, но вскоре молодожены возвращаются в Рим, где молодая пара жила сначала в съемной квартире, а затем — с родителями жены.

Их первый ребенок родился в 1925 году. Это было неспокойное время. Политическая ситуация в Италии стала стремительно ухудшаться. 27 октября 1922 года начался многотысячный поход на Рим сторонников фашистской партии, который организовал Бенито Муссолини. Фашистская ненависть к евреям сделала жизнь Зарисского в Италии просто невыносимой. И он, как еврей с комму­нистическими симпатиями, не желая стать граж­данином фашистской Италии, перебивается слу­чайными заработками.

Немного легче стало в 1926 году, когда Оскар Зарисский получил стипендию Рокфеллера. Се­мья хотела переехать в Советскую Россию, одна­ко столь заветную визу получить не удалось, и Оскар едет искать счастья в Америку. Кастельну­ово связался с Соломоном Лефшецем из Прин­стонского университета, который согласился под­держать обращение Зарисского на стипендию в Университете Джона Хопкинса. И в 1927 году, по приглашению Лефшеца, Зарисский эмигрирует в США. Через год он заработал достаточно, чтобы перевезти жену и ребенка в Америку. Следует заметить, что Соломон Лефшец помог многим ев­ропейским математикам избежать преследований нацистов и фашистов.

В 1927 — 1944 гг. Зарисский преподает в уни­верситете Джона Хопкинса, в 1945 — 1947 гг. — в Иллинойском, в 1947 — 1960 гг. — в Гарвардском университетах. В 1935 – 1936, 1939, 1960 — 1961 гг. работает также в Принстонском институте перс­пективных исследований.

Вторая мировая война не только сорвала его план посещения Англии, но и прервала всякое об­щение с матерью и другими родственниками. В 1945 году Оскар едет в Сан-Паулу и в Бразилии получает страшную весть: нацисты убили боль­шую часть родственников, включая мать.

В 1944 году гениальный математик был удостоен премии Коула за выдающийся вклад в ал­гебру.

Премия Коула не является в полном смысле слова международной: она может присуждаться членам Американского математического общества либо математикам, имеющим публикации в веду­щих американских журналах. Она состоит из двух премий, присуждаемых Американским математи­ческим обществом за выдающийся вклад в алгеб­ру или теорию чисел. Начиная с 2000 года, каждая из них вручается раз в три года, размер одной составляет 5000 долларов. Из советских математиков (все-таки начали научную карьеру в Советском Союзе) этой премии удостоены лишь Андрей Александрович Суслин (2000г.) и Александр Сергеевич Меркурьев (2012г.). Оба выпускники кафедры высшей алгебры и теории чисел математико-механического факультета ЛГУ (ныне СПБГУ). В настоящий момент они работают в США. Их я хорошо помню. Они, тогда еще молодые, во время моей учебы на математико-механическом факультете Ленинградского университета вели практические занятия по алгебре и теории чисел. И весьма приятно, что в списке обладателей пре­стижной премии Коула одним из первых стоит наш земляк, бывший кобринчанин Оскар Зарисский.

В 1958 году Оскар Зарисский входил в со­став комитета по присуждению премии Филдса, в период между 1960 и 1961 был вице-президен­том, а в 1969 -1970 гг. — президентом Американс­кого математического общества — ассоциации про­фессиональных математиков США. Это общество способствует развитию математической науки и преподаванию математики, издает научные жур­налы, организовывает конференции, ежегодно присуждает денежные гранты и призы математикам, оплачивает обучение одаренной молодежи. Здесь великий математик с блеском проявил свои организаторские способности, но вынужден был уйти со столь почетного поста, так как президент об­щества избирается сроком на два года без права переизбрания.

В 1981 году Зарисскому были присуждены премия Вольфа и премия Стила. Премия Стила ежегодно вручается Американским математичес­ким обществом за выдающиеся исследования и работы в области математики. Она была учреж­дена в 1970 году, согласно завещанию Лероя Сти­ла — бакалавра Гарвардского университета. Раз­мер премии составляет 5000 долларов. Премии выдаются не на строгой национальной основе, однако, как правило, связаны с математической деятельностью в пределах США и работами, опуб­ликованными на английском языке. Оскар Зарис­ский получил ее за вклад в математику на протя­жении всей своей жизни.

Премия Вольфа присуждается в Израиле с 1978 года и имеет высокий авторитет, часто рас­сматривается как вторая по престижу после Нобелевской. Вручается ежегодно (с возможными перерывами) в шести номинациях: сельское хо­зяйство, химия, математика, медицина, физика и искусство. Премия включает диплом и денеж­ную сумму в размере 100000 $. Оскар Зарисский получил ее как создатель современного подхода к алгебраической геометрии путем ее слияния с коммутативной алгеброй.

После переезда в США в 1927 году Зарис­ский провел значительные периоды лекций в дру­гих университетах, причем не только в Соеди­ненных Штатах. Он был приглашенным профессором в Сан-Паулу в 1945 году и в универси­тете штата Иллинойс в 1946 — 1947 годах. До этого, в 1936 году, читал лекции в Московском университете. Позже он читал лекции в Киото (1956), Институте высших научных иссле­дований (1961 и 1967), и Кембриджском уни­верситете (1972).

Проведя 1946-47 года в Иллинойском уни­верситете, Зарисский был назначен на кафедру в Гарварде, где должен был остаться до выхода на пенсию в 1969 году. С конца 1970-х он страдал от болезни Альцгеймера, и его последние несколько лет из-за ухудшения здоровья были особенно трудными.

Многие академии и общества почтили его, избрав в свои члены, в том числе американс­кая Национальная академия наук (1944), Аме­риканская академия искусств и наук (1948), Американское философское общество (1951), Бразильская академия наук (1958), Нацио­нальная академия деи Линчеи (1958).

Зарисский был также выдающимся педаго­гом. Он сделал Гарвард мировым центром по алгебраической геометрии подобно тому, как Соломон Лефшец сделал Принстон мировым центром по топологии. Среди его учеников наи­более известны Хэйсукэ Хиронака, Дэвид Мамфорд и Майкл Артин. Книга О. Зарисского и П. Самюэля «Коммутативная алгебра» стала клас­сической и до сих пор имеет огромное значение. Ее первый том вышел в 1958 году, а второй — в 1960-м. «Издательство иностранной литерату­ры» выпустило эту знаменитую книгу в русском переводе в 1963 году. В свое время учился по этой книге и я, ничего не подозревая о кобринских корнях замечательного математика.

В 1965 году Зарисский получает Нацио­нальную научную медаль США, которая при­суждается Президентом этой страны по реко­мендации Комитета Национальной научной медали, состоящего из 12 ученых и инжене­ров. Вручение происходит в Белом Доме. Ос­кар Зарисский получил ее с формулировкой: «За создание строгой абстрактной теории ал­гебраической геометрии, а также за глубокое влияние — особенно через много блестящих учеников — на алгебраическую структуру современной чистой математики».

4 июля 1986 великого математика не ста­ло. Его сердце перестало биться в Бруклайне (штат Массачусетс, США). Говорят, когда Оскар Зарисский узнал о присуждении ему премии Вольфа, он воскликнул: «Слишком поздно!»

Но не поздно нам. Стоит подумать о том, чтобы увековечить память о гениальном ма­тематике и в его родном городе Кобрине, в котором он неоднократно бывал и который так любил. Думаю, что его именем можно было бы назвать одну из улиц города и, конечно же, всей своей жизнью он заслужил памятник на своей малой родине.

«Человек, который называл геометрию «настоящей жизнью», жил в мире математи­ки. Здесь его темперамент имел свободное выражение — любопытный, оптимистичный, надменный, упрямый, требовательный. В своем роде он был воплощением интеллектуальной романтики; мальчиком-гением, отмеченным за свое величие учителями; идеалистом, разрывающимся между любовью к России и преданностью математике; учеником, превзошедшим своих учителей; предвестником европейского таланта, который изменил академичную и артистическую жизнь в Америке», — так охарактеризовала его Carol Parikh в своей книге  “The Unreal Life of Oskar Zariski”.

Полагаю, что имя Оскара Зарисского, по­добно имени Александра Суворова, должно быть навечно вписано в историю славного го­рода Кобрина.

Яков Логвинович