Михута, И. Ю. Зажечь искру потребности к знаниям / Игорь Михута ; [беседовала] Юлия Вовк // Кобрин-информ. — 2018. — 14 июня. — С. 3.

Беседа с уроженцем г. Кобрина, кандидатом педагогических наук, доцентом И. Ю. Михутой.

Игорь Михута: «Зажечь искру

потребности к знаниям»

В жизни каждого человека особое место занимает спорт. Для одних он является просто красивым зрелищем, когда восхищаешься силой борцов, быстротой атлетов или синхронностью пловцов, для других — это способ укрепить здоровье. А для Игоря Михуты — нашего земляка, заведующего кафедрой спортивных дисциплин и методик их преподавания БрГУ имени А. С. Пушкина, кандидата педагогических наук, доцента, докторанта док­торантуры Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, спорт стал профессией. Он уверен, что трудолюбие и желание работать помогают ему добиваться высоких результатов и успехов.

— Игорь Юрьевич, как Вы шли к профессии?

— Все моё детство прошло в Кобрине, где свободное от уроков время я с удовольствием проводил на стадионе: бегал, играл в различные спортивные игры, особенно любил футбол, по нему даже получил разряд. Одним словом, у меня была интересная уличная жизнь.

Когда пришло время выбирать, куда поступать, я метался между тремя профессиями, остановился на учителе физкультуры и еще ни разу об этом не пожалел. Моя студенческая жизнь в БрГУ была яркой и насыщенной. Кроме лекций, мы, студенты, много занимались, с нами работали известные спортсмены, мы ездили на соревнования и чемпионаты, ходили в походы… После университета я поступил в магистратуру Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. В аспиран­туре этого вуза разрабатывал систему профессионального отбора сотрудников силовых структур и специальных подразделений к видам экстремальной деятельности. После её окончания в 2012 году тру­доустроился в БрГУ.

Расскажите о работе с национальными командами Беларуси?

— С национальными командами Беларуси, а именно по биатлону, гребле на байдарках, плаванию, современному пятиборью, конькобежному спорту, стрельбе из лука и другими работаю уже пять лет, оказываю спортсменам научно-методическое сопровождение для успешного выступления на соревнованиях. Дарья Домрачева, Надежда Скардино, Роман Петрушенко, Дарья Наумова — с этими и многими другими спортсменами я занимаюсь. Так моя жизнь пересеклась со спортом высоких достижений. Такая деятельность позволила мне только за последние два года побывать в пятнадцати странах мира, в числе которых Япония, Германия, Чехия, Норвегия, Китаи. Недавно прилетел со сборов из Турции.

— Как Вам удаётся совме­щать различные направления в работе, писать докторскую и уделять время семье?

— Конечно, у меня, как у любого семьянина, на первом месте жена и сын. А в работе, как мне кажется, должен соблюдаться баланс научной и учебной деятельности. Я за практикоориентированную науку, поэтому убеждён, что она должна реализовываться в учебном процессе. Мой научный руководитель говорит, что работать нужно 21 час в сутки. Бывало, когда мне давали задание около полуночи, а результат его выполнения спрашивали в шесть — семь утра.

При этом я стараюсь не забывать о чтении научной литературы, семейных просмотрах фильмов и езде на велосипедах. Мой десятилетний сын Никита играет на гитаре и неплохо разбирается в компьютерной технике. К сожалению, пока я не вижу у него большой тяги к спорту, но очень надеюсь, что всё-таки он пойдёт по моим стопам.

Что, на Ваш взгляд, самое важное в профессии преподавателя?

— Преподаватель должен в глазах студентов зажигать искру потребности в знаниях. Если же педагог не видит этой искры, значит, его занятия ребятам неинтересны, т. е. по большому счёту работа проходит впустую. Безусловно, преподаватель должен быть ответственным, культурным, выглядеть эстетично и уметь читать лекцию без опоры на текст.

Сам я в работе руководствуюсь демократическим методом с элементами авторитаризма. Это значит, что даю студенту право реализовать какие-то идеи, развернуть видение той или иной ситуации. Если же он пассивен и не справляется, то ему придётся действовать в соответствии с моими представлениями.

Как Вы оцениваете современную систему образования студентов?

— Система образования находится на высоком уровне. Она подвижна, модернизируется, и это нормально, ведь время меняется, а вместе с ним и люди. На мой взгляд, сейчас нет преемственности от среднего образования к высшему, многие ребята приходят неподготовленными.

Студенты выходят из стен университета такими, какими их «сделали» преподаватели. Я их сравниваю с первоклашками, ведь выпускники школ также впервые переступают новый порог, где всё не изведано и немного пугает. Кроме того, с первых занятий видно, когда человек пришёл в университет «за корочкой». Преподаватель должен разглядеть это и создать такому студенту мотивацию к учёбе, изменить его жизненную позицию. Без мотивации не будет движения вперёд.

— Какие планы?

— Не люблю загадывать далеко вперёд, живу по факту. Конечно, хочу успешно защитить докторскую диссертацию. Было бы здорово на несколько недель уехать куда-нибудь, побыть в тишине и писать её — так этот процесс доставил бы больше удовольствия,

Есть мысли создать команду единомышленников из студентов, которые осознанно будут заниматься спортивной наукой. Спорт формирует культуру оптимизма, заряжает бодростью и энергией, которые очень необходимы всем нам каждый день.

Юлия Вовк