Необычный прибор под названием Движитель изобретателя Ивана Посвенчука, уроженца д. Луки, способен произвести фурор в области белорусского машиностроения.

В выставочном каталоге Движитель описан немногословно: работа устройства, способного преобразовывать вращательное движение в тягу, «основана на принципах, отличных от реактивных», поэтому опытная модель совершала действия, «невозможные в реактивных аналогах». Область применения — автотракторная техника, воздушный и водный транспорт. Иван Посвенчук уверен, что независимо от того, для какой области будет создана первая промышленная модель, с ее рождением начнется новая эра механизмов. Пытаясь доказать свою правоту, он привез в редакцию модель Движителя, созданную для лабораторных исследований и, демонстрируя принцип работы, подробно объяснил ее преимущества.
«Можете ли вы представить себе автомобиль, который может поехать без коробки передач и ведущих мостов? Звучит неправдоподобно, но брестские изобретатели разработали и доказали возможность существования таких механизмов». Трактор, на который установлен Движитель, намного превзойдет своих обычных собратьев: по словам нашего собеседника, любое транспортное средство, работающее по новым законам, — «будет в два раза легче и дешевле, его эксплуатационные расходы сократятся в два раза и более». А уж проходимость у него будет несоизмеримо выше: «по льду пойдет, как по асфальту, да и на вязкой весенней пашне не забуксует». Принцип работы относительно прост, хотя для того, чтобы получить патент на изобретение, работать пришлось долгие годы: Движитель создает тягу за счет давления в сопле на площадь истечения.
Объясняя принцип работы, Иван Посвенчук немного волнуется: ведь еще недавно эксперты, которым он пытался рассказать, как работает Движитель, отвечали, что «такое невозможно». Но ведь получилось! «Известно, что в реактивных двигателях тяга состоит из двух составляющих, — рассказывает Посвенчук, — реактивной и произведения давления в сопле на площадь истечения. Вторая составляющая настолько мала, что в предварительных расчетах ее даже не учитывают. Нам удалось в корне изменить ситуацию: в новом Движителе тяга определяется именно давлением в сопле на площадь истечения. Это позволяет добиться, казалось бы, невозможного».

Невозможное демонстрирует Движитель, созданный изобретателем для лабораторных исследований. Новый механизм движется в прямом и обратном направлении без изменения направления истечения рабочего тела. Казалось бы, что может быть проще, а ведь объяснить, почему так происходит, исходя только лишь из реактивных принципов движения, — невозможно. Иван Посвенчук делает вывод: направление силы противодействия можно изменять. Причем не только в маленьких лабораторных механизмах, но и в … самолетах. «Ракета или самолет могут лететь в ту сторону, куда истекает рабочее тело. Говоря простым языком: пилот повернул рычаг, и самолет без изменения потока полетел задом наперед! Не верится? Придется поверить — вот патенты на изобретение».
Появление Движителя отмечено государственным патентным комитетом Беларуси, комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент), Евразийским патентным ведомством. Пока мы изучаем копии выданных ими документов, изобретатель Посвенчук продолжает манипуляции с Движителем. «Поставим опыт, пытаясь притормозить истекающий поток рабочего тела. Видите — тяга увеличилась! Это явление также невозможно объяснить принципами реактивного движения. Не пора ли дополнить некоторые из основных правил Механики? Эти соображения уже изложены в заявлении, направленном в Академию Наук РБ. Ждем ответа. И даже предполагаем, каким он может быть: ведь все сведения в письме подтверждаются результатами опытов!»
По словам изобретателя, опыты показали: Движитель оставил далеко позади и реактивный двигатель, и воздушный винт самолета. Если в реактивном двигателе при увеличении скорости истечения рабочего тела в два раза — во столько же раз увеличивается тяга, то в Движителе тяга возрастет в четыре раза. При торможении истекающего рабочего тела тяга так же будет расти. А возможность движения в прямом и обратном направлении, по словам Посвенчука, «открывает новые возможности в создании новых образцов техники».
Что изменится, когда Движитель можно будет устанавливать на трактора, самолеты и катера? Изобретатель из Бреста уверен, что «в несколько раз возрастет экономический эффект». Все, что осталось — собрать средства для создания первого промышленного образца. Но спонсоров Иван Посвенчук ищет между делом: этим летом изобретатель планирует создать новую модель, на этот раз летающую. «На новом принципе можно хоть летающую тарелку собрать», — улыбается он. Не верится? Еще недавно эксперты сомневались, что изобретение не сможет спорить с законами реактивного двигателя. Но ведь получилось…