Самерсова, Н. В. Шестой школьный день — «в объятиях» природы : Социокультурный проект для младших школьников «Планета детства» / Н. В. Самерсова // Народная асвета. – 2017. — № 5. – С. 34-36.

Шестой школьный день — «в объятиях» природы

Социокультурный проект для младших школьников

«Планета детства»

Несомненно, существует великое множество различных педагогических подходов, интересных форм, эффективных средств и методов организации работы в шестой школьный день. Однако, на наш взгляд, нужно уходить от общепринятой классно-урочной системы в организации образовательного процесса и отдать предпочтение таким формам работы, как консультации, различные образовательные поездки и экскурсии, спортивные соревнования и творческие конкурсы. Необходимо, по образному выражению советского педагога В. А. Сухомлинского, «распахнуть перед детьми школьную дверь», которая подчас закрывает от сознания ребенка окружающий мир [1].

Многие мыслители прошлого предупреждали об опасности превращения ребенка лишь в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, утверждая, что основной акцент в обучении должен смещаться с непосредственной передачи информации на стимуляцию и активизацию познавательной деятельности самих учеников. «Надо учить ребенка думать и
действовать!» — призывал В. А. Сухомлинский, будучи убежденным, что острота детской памяти, яркость мыслей и чувств значительно усилятся, если средой, в которой ребенок будет учиться мыслить, запоминать и рассуждать, станет сама природа. Два раза в неделю педагог и его подопечные «шли в природу» не просто наблюдать, а учиться думать. Это были, по существу, уроки мышления (не увлекательные прогулки, а именно уроки).

В. А. Сухомлинский ставил цель «запечатлеть в сознании детей яркие картины действительности, добиться того, чтобы процессы мышления протекали на основе живых, образных представлений, чтобы ребята, наблюдая окружающий мир, устанавливали причины и следствия явлений, сравнивали качества и признаки вещей». Наблюдения эти подтверждают очень важную закономерность умственного развития ребенка: чем больше абстрактных истин, обобщений усваивается на уроке, чем напряженнее этот умственный труд, тем чаще ученик должен обращаться к первоисточнику знаний – к природе [з, с. 131].

По словам педагога-гуманиста К. Д. Ушинского, именно природа является «могущественнейшим агентом воспитания». «Зовите меня варваром в педагогике, — писал он, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [4].

Действительно, трудно переоценить роль природы в формировании личности человека, в развитии его творческих способностей, интеллекта, в активизации процесса познания и самопознания, в его самореализации. Значимость природы в нравственно-эстетическом развитии ребенка, в формировании у него патриотических чувств раскрывали педагоги прошлого

(А. Гумбольдт, Ф. Дистервег, Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо), которые ратовали за воспитание у детей чувства природы как ощущения ее облагораживающего влияния на человека.

В современной педагогической теории этот круг вопросов стал разрабатываться в русле новой области педагогического знания — экопедагогики. Данный термин, характеризующий воспитательный процесс, возник лишь в 90-х гг. XX в. Суть понятия заключается в самом слове, состоящем из трех греческих корней: oicos — дом, жилище, среда обитания; paidos — дитя; ago — веду, воспитываю. Таким образом, экопедагогика — наука, занимающаяся «вождением ребенка по родному дому» или «введением растущего человека в окружающий его мир».

Долгое время курс «Экопедагогика» изучался будущими социальными педагогами и специалистами социокультурной сферы в Белорусском государственном университете культуры и искусств. Сегодня в образовательный процесс успешно внедрена учебная дисциплина «Эколого-культурная деятельность», направленная на теоретико-методическое обоснование и разработку наиболее эффективных форм, средств, методов и технологий формирования экологической культуры подрастающего поколения. В рамках названного курса создан и частично апробирован социокультурный проект для младших школьников «Планета детства», цель которого — разработка комплексной социокультурной программы педагогического взаимодействия учителей, учащихся, а также их родителей в условиях естественного природного окружения. Проект состоит из пяти блоков, представляющих собой систему базовых компонентов и закономерностей развития личности младшего школьника с учетом его возрастных и психолого-педагогических особенностей: «Познавайка», «Помогайка», «Неболейка», «Поиграйка», «Всеумейка».

Блок «Познавайка». Реализация данного блока направлена на развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста (внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей), активизацию познавательных интересов, а также удовлетворение их познавательных потребностей. Формы и методы работы, реализуемые в рамках данного блока, нацелены на формирование способности к наблюдательности, закрепление коммуникативных навыков детей (игровая программа «Школа всяческих наук», квест «Школа детективов», познавательная программа «Традиции и обычаи народного календаря», экологическая гостиная*, литературно-музыкальная гостиная «В гостях у лесной филармонии», викторина «Я ведаю сваю краіну» и др.).

Цель педагогической программы, реализуемой в рамках блока «Помогайка». — на основе полученных детьми знаний обеспечить высокую степень их активности и самостоятельности. Программа состоит из комплекса акций, в осуществление которых школьники вовлекаются через интеграцию различных видов деятельности в условиях естественного природного окружения. Подобные мероприятия способствуют развитию у ребят таких качеств, как ответственность, инициативность, заботливость,
трудолюбие, готовность к решению конкретных практических задач, становлению взаимопонимания и взаимоуважения между детьми, педагогами, родителями посредством вовлечения в совместную деятельность (акции «Первоцвет», «Чистый лес», «Птичья столовая», «Цветочный мир вокруг меня», детский проект «Туристята» и др.).

В рамках реализации блока «Неболейка» младшие школьники через спортивные конкурсы, игры на природе, мастер-классы и экологические экскурсии погружаются в мир здорового образа жизни. Цель данного направления работы — сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, к своему здоровью и окружающему миру. В рамках проекта нами разработаны, например, такие программы: театрализованное представление «Путешествие по стране Здоровья», деловая игра «Питание и здоровый образ жизни», акция «Эстафета здоровья», конкурс эмблем «Символы здоровья», час спортивных оздоровительных игр на свежем воздухе, экскурсия «Зеленая аптека», тренинг-консультация «Сохраним здоровье самостоятельно», конкурсная программа «Секреты здоровья», мастер-класс «Полезное чаепитие», беседа на свежем воздухе «Советы доктора Айболита».

Весьма значимым, на наш взгляд, в рамках шестого школьного дня является реализация идей, представленных в блоке «Всеимейка». Основная цель данного блока — обучение детей приемам работы с различными природными материалами; развитие у них эстетического восприятия природы, художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру. Это способствует развитию творческих способностей у младших школьников, умения понимать и ценить красоту природы, приобщению детей к труду. Разнообразие природных материалов предоставляет огромные возможности для художественного творчества школьников, поскольку каждый из них может выбрать себе материал по душе (кора деревьев, корни и сучки, шишки, желуди и орехи, сухие листья, стебли и цветы, ракушки, камушки и др.). В связи с этим вновь обратимся к словам В. А. Сухомлинского, который особое внимание педагогов и родителей обращал на то, что в детстве очень ярки и сильны процессы восприятия. Поэтому необходимо учить детей вглядываться и искать интересные выразительные черты в доступных наблюдению уголках, вырабатывать у ребят навыки аккуратного, бережного вхождения в природу. В младшем школьном возрасте отзывчивость и восприимчивость являются важнейшими особенностями, у учащихся активно формируются знания, чувства, переживания, развиваются способности и интересы [1].

И последний в проекте — блок «Поиграйка». Как известно, в игре ребенок развивается, проявляет выдержку, самостоятельность. В блоке «Поиграйка» представлены примеры основных видов игр, которые могут быть использованы в рамках шестого школьного дня.

Предметные игры: манипуляции с природными предметами, благодаря которым дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных и растений и т. п.

Игры творческие, сюжетно-ролевые, интеллектуальные (типа «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др.). Особая роль принадлежит играм-путешествиям, которые носят характер географических, экологических, краеведческих «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, эколога, топографа и т. д. Дети пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера.

Игры с установленными правилами (дидактические) обычно требуют от учащихся умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, но главное — знать предмет.

Конструкторские, трудовые, технические игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В таких играх учащиеся осваивают процесс созидания, учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

Игры-упражнения и игры-тренинги, основанные на соревновании, помогают играющим школьникам оценить уровень их подготовленности, тренированности, выбрать пути самосовершенствования, а значит, развивать познавательную активность.

В заключение приведем рекомендации американского педагога-натуралиста Джозефа Корнела из его книги «Детям о природе», которые, на наш взгляд, весьма актуальны для организации совместных занятий детей и педагогов на природе.

Не поучайте, а сопереживайте. Сообщая детям новую информацию, неизвестные им факты о тех или иных природных объектах, явлениях, расскажите о чувствах, которые эти объекты у     вас вызывают.

Будьте восприимчивы. Умейте слушать детей и понимать их. Будьте чувствительны, отвечайте на настроение ребенка.

Сразу же завладейте вниманием детей. Используйте объекты, приемы, которые смогут пробудить любопытство детей, вовлечь в процесс наблюдения.

Сначала смотрите и пробуйте, а говорите потом. Ребенок гораздо лучше поймет природу, если ему удастся полностью раствориться в ней, нежели если он будет слушать ваш рассказ [4].

Образовательный процесс, организованный в шестой школьный день, должен приносить и детям, и педагогам удовлетворение и радость. Учащиеся сами проникнутся стремлением к познанию, если удастся создать атмосферу удовольствия и энтузиазма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Минск, 1981.

2. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. — М., 1950.

3. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / И. Г. Песталоцци ; под ред. В. Н. Столетова [и др.]. — М., 1981. — Т. 1. — 336 с.; Т. 2. — 416 с.

4. Корнел, Дж. Детям о природе, или Как научить детей чувствовать и понимать природу / Дж. Корнел // Вестник АсЭкО. — 1999- — № 2 (18). — С. 17-40.

Н. В. Самерсова,

профессор кафедры педагогики социокультурной деятельности

Белорусского государственного университета культуры и искусств,

кандидат педагогических наук, доцент