Слоневский, А. Протоиерей Александр Федорович Свидунович / Александр Слоневский [Электронный ресурс] // Українська православна Церква. Храм преподобного Сергія Радонєжського – Режим доступа: http://stsergiydndz.-wixsite.com/library/slonevsky-prot-a-svidunovich. – Дата доступа: 04.10.2017.

Протоиерей Александр Федорович Свидунович

«Всех волнует проблема личного счастья. В нашем понимании, счастье человека не в материальных благах, престижной работе или месте, которое он занимает в обществе. Это, так сказать, тленные ценности. Счастье больше зависит от образования, мировоззрения, от владения истиною. Человек, который духовно себя обновляет через веру и добрые дела в служении своим близким и Богу, приближается к овладению счастьем», – так поучал протоиерей отец Александр Свидунович.

В далёком 1938 году (когда ещё часть Белоруссии входила в состав панской Польши) в Рождественскую ночь в селе Дивин Кобринского района Брестской области родился мальчик. Любящие родители Фёдор Сильвестрович и Анна Степановна назвали его Александром (с греческого – защитник людей), в честь святого благоверного русского князя Александра Невского. Детство ребёнка проходило в нелёгкое время. На всю жизнь в памяти отца Александра остались воспоминания о том, как их семье приходилось голодать и бедствовать, прятаться в лесу от немцев […].

Но пришла долгожданная победа, и Саша идёт в первый класс сельской школы, обучение в которой проходило на родном белорусском языке. В 1956 году он заканчивает десять классов и тут перед ним, как и перед каждым молодым человеком, встал вопрос: «Куда идти учиться дальше?». Он отсылает документы в Гродненский педагогический институт, но отец советует поступать в духовную семинарию. Семья Свидуновичей была православной. И сам Александр часто посещал церковь, не вступал в ряды ленинского комсомола, хотя в то время для него это имело негативные последствия.

Итак, педагогом он не стал. Забрав документы из пединститута, он в 1956 году становится студентом Минской духовной семинарии, которая находилась при Свято-Успенском Жировицком мужском монастыре Слонимского района Гродненской области.  Обладая отличным музыкальным слухом и сильным природным голосом, уже в первый год обучения студент Свидунович обращает на себя внимание преподавателя церковного пения, и его назначают регентом (управляющим) церковного хора. В эти годы формируются характер и мировоззрение будущего священника.

Семинарию Александр Свидунович закончил в 1960 году по высокому Первому разряду. Считая себя ещё недостаточно подготовленным, да и молодым по возрасту для посвящения в священнический сан, он решает продолжить обучение дальше. В Ленинградскую духовную академию его зачисляют без вступительных экзаменов. Среди преподавательского состава – замечательные наставники ещё дореволюционной царской школы. Духовно грамотные, образованные, интеллигентные ректор Сперанский М. К., инспектор Парийский Л. Н., профессор Успенский Н, Д. и другие. Кроме богословско-религиозных знаний они смогли привить своим студентам и художественно-эстетический вкус, посещая вместе с ними многочисленные музеи и театры, которыми богата северная столица.

Среди его старших однокашников – будущий предстоятель Украинской Православной Церкви блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Среди младших – митрополит Днепропетровский Ириней (Середний). Закончил академию Александр Свидунович в 1964 году со степенью кандидата богословия, которой был удостоен за курсовую работу по каноническому праву: «Родство и свойство, как препятствие к браку».

Шёл 1964 год. Церковь хоть и функционировала – время было очень сложное. Негативное отношение к Церкви имело свои последствия. Но, не обращая внимания ни на что, Александр шёл своей дорогой. После окончания академии он получил направление в Смоленск, где встретил свою судьбу – Галину, будущую матушку. В Смоленске, Александр в течение семи лет несёт церковные послушания в качестве псаломщика, регента и, наконец, диакона. В сане диакона его служение проходит в древнем величественном соборе, построенном в семнадцатом веке царём Александром Михайловичем. В 1971 году, по состоянию здоровья, он переезжает в Бердянск, а с 1972 года начинается его служба на Днепропетровщине:

с 1972 по 1980 год он настоятель Свято-Покровской церкви п. Таромское;

с 1980 по 1982 год – настоятель Свято-Успенской церкви города Павлограда;

с 1982 по 1988 год – священник Свято-Троицкого кафедрального собора Днепропетровска.

До 1988 года в Днепропетровской области насчитывалось всего двадцать два православных храма. В Днепродзержинске на то время не было ни одной действующей церкви. Огромное количество писем-ходатайств отправлялось верующими в различные правительственные инстанции. И когда было принято решение передать Свято-Николаевский собор православной общине, управляющий Днепропетровской епархией митрополит Леонтий (Гудимов) принял решение назначить настоятелем возвращённого храма отца Александра Свидуновича. Уже через три дня после назначения, 3 апреля 1988 года состоялась служба, первая за двадцать восемь лет со времени передачи собора в 1960 году под музей.

К сожалению, собор был передан верующим в весьма плачевном состоянии. Снаружи во многих местах разрушились архитектурные кладки, сгнили луковицы купола, колокольни и боковых пристроек. Прогнившая крыша поросла зельем и деревьями высотой в несколько метров, появились трещины. Внутри собора церковная роспись и живопись были преднамеренно уничтожены. Исчезли колокола, иконостас, церковная утварь, книги и имущество. Но с Божьей помощью собор удалось отремонтировать как снаружи, так и внутри, на пожертвования прихожан, под руководством и при деятельном участии протоиерея отца Александра Свидуновича.

Наружный ремонт, начатый в мае месяце, был закончен уже к осени 1988 года. Реставрацию, позолоту луковиц и покраску фасада произвела бригада реставраторов Свято-Данилова монастыря города Москвы под руководством бригадира Мелихова А. А. Внутренний ремонт шёл с 1989 по 1991 год. Штукатурные, малярные работы и витражи выполнила бригада под руководством Бража В. Н. Роспись собора вели московские художники Сивков Д. Е., Срывков Ю. С., Соломин А. М. и другие. Резьбу и позолоту иконостаса и киотов выполнила бригада московского художника-реставратора Патрунина В. М.

Отец Александр был трудолюбив, и многие работы выполнял своими руками. Но главное предназначение священника – это служение у Престола Господнего. И своё призвание пастыря Церкви он неутомимо нёс до последнего дня своей жизни.

Году в 1990-м, Александр Слоневский, на то время депутат горсовета и член «Инициативной группы по спасению костёла», прохаживаясь у церкви с отцом Александром, задал вопрос настоятелю Свято-Николаевского собора.

– Какое ваше отношение к возможному возрождению костёла, как католической церкви?

– Ни я, ни моя паства не будем возражать против открытия костёла. Я даже скажу, что ко мне ходят исповедоваться и причащаться некоторые католики, которым больше некуда податься, я им, конечно, не отказываю. Если у вас что-нибудь получится, я думаю, у нас наладятся нормальные христианские отношения.

И, действительно, отец Александр Свидунович, первый настоятель возрождённого православного Свято-Николаевского собора, довольно регулярно встречался с отцом Мартином Янкевичем, первым настоятелем возрождаемого костёла Святого Николая. Они обменивались поздравительными открытками на главнейшие праздники, обоюдно посещали костёл и церковь, и между ними установились отношения личного уважения, некоего христианского паритета, основанного на взаимном признании равносестринской сущности Православной и Католической Церквей. Но внутренний дух первенства, присущий каждой церкви, претендующей на роль Вселенской, бродил в умах настоятелей, и при личном общении они не могли удержаться от лёгкого обмена словесными уколами, хотя и не пробивающих панцирь благочестия сестры-церкви, но, тем не менее, приятно щекочущих нервы самой возможностью нанести укол. Наблюдать за словесной дуэлью настоятелей было одно удовольствие. Но главным было не это.

Ксёндз Мартин оставил ценные воспоминания о своих встречах и взаимоотношениях с отцом Александром. По словам отца Мартина, его записки об отце Александре не являются слащавым панегириком «по случаю», ибо слово «слащавость» наименее подходит для характеристики образа о. Александра Свидуновича.

— Я точно не помню моей первой встречи с отцом Александром, – пишет ксёндз Мартин. – Скорее всего, согласно принципам культуры и церковного savoir-vivre (знание правил хорошего тона – авт.), вскоре после моего приезда в Днепродзержинск (1992 год), я нанёс визит местному благочинному и настоятелю православного прихода о. Александру Свидуновичу. Впрочем, это был ближайший духовный сосед и тоже поклонник святого Николая.

Обстоятельств этой встречи я детально не помню, но не забуду сильного, внушительного впечатления: красивое мужское лицо и внимательный, вызывающий уважение взгляд. В присутствии отца Александра всегда могла сработать установка: «Руки по швам!» Это ощущение сохранялось даже тогда, когда мы на протяжении семи лет моего пребывания в Днепродзержинске почти подружились. Я пишу «почти», ибо до конца не знаю, каково было мнение моего Соседа по поводу наших взаимоотношений. Но предпосылки были весьма позитивны:

Во-первых, правда. Мы не притворялись друг перед другом, и, не теряя собственной церковной тождественности, осознавали то, что у нас общее и не скрывали того, что разъединяет. Но нельзя не помнить слов апостола: «Различны дары, но Дух один и тот же, и служения различны, но Дух один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор.12, 4-6). И – важнее различий – один Бог, одно крещение, одна (или почти одна) вера.

Во-вторых, лояльность. Мы не переманивали друг у друга прихожан, были далеки от прозелитизма. Неоднократно, особенно в начале моего служения в Днепродзержинске, некоторые католики не зная, где находится костёл, попадали в храм к отцу Александру, он направлял их на улицу Коваленко.

В-третьих, официальные встречи. Например. В 1994 году отец Александр пригласил меня на юбилей 100-летия Собора святого Николая, ясно предполагая, что такой гость понравится далеко не всем его собратьям. Однако надеюсь, что присутствие католического священника в православной церкви никого не возмутило и не принизило самого храма, а мне дало возможность испытать ценности восточных обрядов, веру православного народа, послушать великолепное литургическое пение. С музыкой такой – хоть на смерть иди.

В свою очередь, в 100-летие нашего Костёла (кстати, существует запись на видео) отец Александр выступил с очень дружеской речью, публично поздравил и расцеловал католического настоятеля и подарил красивою икону Николая Чудотворца.

При вручении иконы настоятель православного прихода сказал:

— С уважением и в связи со столетием! Это икона Святителя и Чудотворца Николая Мир-Ликийского, которая нас объединяет. Объединяет наши собор и костёл, как общий наш молитвенник. Мы дарим её вам, чтобы выразить вам искреннюю нашу любовь и уважение.

Отец Александр поцеловал икону и передал её ксендзу Мартину. Ксёндз взял икону в руки и также её поцеловал. Зал аплодировал стоя. (см. А. Слоневский «Жизнь. Смерть. Воскресение». Пороги. 2009. стр. 215).

В-четвёртых, случайные (?) встречи и беседы. Их было относительно много. Велись разговоры на богословские, церковные, экуменические и социальные темы. После одной из них отец Александр неожиданно заявил:

— Жалко, что между нами так много противоположностей.

— Что Вы, Отец, имеете в виду?

— Например, догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

И вот, оказалось, насколько нужным было наше общение. Выяснилось одно: у нас, к сожалению, обоюден недостаток знания о других конфессиях, либо влияние ментальных стереотипов. И в итоге Матерь Божия непременно обрадовалась нашему согласию.

На окончание приведу интересный, симпатичный эпизод.  Однажды в православный праздник Рождества, взяв после службы в костёле одну монахиню и парня, я зашёл в церковь помолиться. Но люди сразу меня узнали и доложили отцу Александру. Вдруг, и он сам отозвался от дверей:

— Мартын, заходи на обед! – предложил настоятель, хотя формально, мы никогда не были на «ты».

— Я не один.

— А-а, монашка? Давай и монашку!

Захватив и парня, Отец завёл нас в трапезную, усадил за столом и сказал викарию:

— Игорь, наливай!

Отец Игорь немедленно исполнил указание настоятеля. Отец Александр, держа крепко рюмку, произнёс тост:

— Знаешь, Мартын, они там на верхах спорят, ругаются, а мы будем жить дружно!

Так и осталось – до последнего дня моего пребывания в Днепродзержинске.

Действительно, внешне отец Александр, пастырь самой крупной и влиятельной христианской общины в Днепродзержинске, казался человеком суровым – чёрные с густой проседью волосы; бородка, загнутая клином; пронзительный взгляд тёмных глаз, необычайная уверенность в себе. Но как он менялся при виде детей! В последние годы в практике Музея истории Днепродзержинска появился новый вид экскурсий для школьников – посещение главнейших храмов города. Однажды, году в 2007-м, школьники младших классов с преподавателем и музейным экскурсоводом пришли в Свято-Николаевский собор. Настоятель был на месте. Увидев детей, отец Александр буквально расцвёл, стал угощать их сладостями, гладил по головам, лично провёл по храму, рассказывая о великой Божьей любви к своему творению – Человеку. Растроганный, он глядел и глядел на детей, и это был взгляд глубоко верующего человека.

Церковный трудовой стаж первого настоятеля Свято-Николаевского собора составляет пятьдесят два года, за время которого его заслуги были отмечены множеством церковных и государственных наград. Восьмого декабря 2008 года, на семьдесят первом году жизни отец Александр Свидунович скоропостижно скончался. Но памятью о нём остался возрождённый им Свято-Николаевский собор, на территории которого и похоронен митрофорный протоиерей отец Александр Свидунович.

Александр Слоневский