Смехович, Н. «Бэчебэсовцы»

Смехович, Н. «Бэчебэсовцы» / [Николай Смехович ; беседовала] Екатерина Веселуха // Сельская газета. – 2021. – 20 марта (№ 32). – С. 9 : фот.

Беседа с заведующим центром истории Беларуси конца ХVIII-ХХI века Института истории НАН, кандидатом исторических наук, доцентом Николаем Смеховичем.

«Бэчебэсовцы»

Так народ называл холуев, пошедших в услужение к фашистам.

Больше четверти века тому — в мае 1995 года — на общереспубликанском референдуме, определившем дальнейшее развитие страны, народ высказался за принятие нового флага. В честь всенародного выбора установили праздник — День Государственного герба и Государственного флага. Символы — неизменные атрибуты церемоний и других торжественных мероприятий, воплощение единства, достоинства белорусской нации. Но было время, самое тяжелое, пожалуй, в истории суверенной Беларуси, период глубокого экономического и политического кризиса, когда государственными стали бело-красно-белые символы. Почему народ своим решением отменил их и что стоит на самом деле за бчб-флагом?

Поднимая то или иное знамя и подтверждая тем самым ему верность, нужно знать, какой смысл оно несет. В истории бывает так: то, что ранее воспринималось безобидно, наполняется негативным содержанием, становится символом политических неудач. Подобная метаморфоза случилась с бело-красно-белым флагом. Его некоторые упорно называют исконно белорусским символом.

Описание: https://www.sb.by/upload/resize_cache/slam.image/iblock/b19/855_2000_1/b1934f28ceafc815771979bccf0796d7.jpgОн таким не является, авторитетно заявляет заведующий центром истории Беларуси конца ХVIII-ХХI века Института истории НАН кандидат исторических наук доцент Николай Смехович:

— По цветовой составляющей бело-красно-белое полотно скорее можно отнести к атрибуту Речи Посполитой. Над проблемой национальной символики ломало голову не одно поколение борцов за реализацию идеи белорусской государственности. Актуальной она была в период восстания 1830—1831 годов, но особую политическую остроту получила спустя 30 лет. Однако поколению Тадеуша Костюшко и Константина Калиновского не удалось ее разрешить. На хоругвях повстанцев была символика Речи Посполитой, и они не ставили во главу угла национальные интересы, а боролись за возрождение данного государства, отстаивали свои социально-классовые принципы. До этого момента речи о национальной символике идти не могло. Почему? Понятие «нация» охватывает все социальные слои. Шляхта же крестьян народом не считала, не учитывала их интересы. То есть решала только сословные проблемы. Процесс формирования нации завершился в начале ХХ века, точкой отсчета можно считать 1-й Всебелорусский съезд в 1917 году. Когда речь идет о национальной символике, обязаны ее рассматривать только в единстве с собственной государственностью. Только так эта идея может реализоваться.

Обращаю внимание на важное обстоятельство. В различных источниках, дискуссиях можно услышать, что бело-красно-белое полотнище получило статус флага еще в 1917—1918 годах, но политическому проекту под названием БНР не удалось стать реальным государством с важнейшими атрибутами: суверенной властью, собственной территорией, своим народом как источником власти. Именно поэтому бчб-флаг не был и не мог быть государственным, а вместе с тем и национальным символом.

В 1991-м, когда общественно-политическое влияние националистических лидеров, особенно в августе после провала путча ГКЧП, приближалось к максимуму, бчб-флаг вернулся. Маскируя свою антисоветскую природу под разновидность демократии, они сначала критиковали советское прошлое, а потом открыто стали шельмовать все социалистическое.

— Помню события периода перестройки. В июле 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР. Правда, на тот момент широкая общественность, в том числе научная, не воспринимала документ как судьбоносный для народа. Тема в студенческой среде, а я тогда преподавал в БГПУ имени М. Танка и знаю, о чем говорю, практически не обсуждалась, внимание было приковано к чернобыльской катастрофе, Куропатам. Прогрессивная молодежь особенно ратовала за введение поста президента. После 27 июля 1990 года с подачи активистов Белорусского народного фронта стали обсуждать новую символику. Радикалы тиражировали идею: мол, на смену советской символике должна прийти иная, как бы нацио­нальная. Инициаторами выступили представители общественного объединения БНФ «Адраджэнне», депутатского объединения «Демократический клуб». Их предложение приняли. В сентябре 1991-го Верховный Совет Республики Беларусь утвердил бело-красно-белый флаг как государственный, рассказывает Николай Смехович.

В результате почти все символы бывшей оппозиции, тогда уже заседавшей в Парламенте, получили официальный статус. Кое-кто воспринял момент как пик поединка символик. Но это был не финал. Так как решение приняли кулуарно, не вынося на широкое народное обсуждение, почти сразу же возникли разногласия, началось широкое брожение умов. Среди депутатов Верховного Совета XII созыва тоже не было единодушия. Противниками новой символики выступили ветераны Великой Отечественной войны, в первую очередь партизанившие и бывшие в подполье. В комиссию Верховного Совета по делам этой категории людей хлынули письма-протесты, заявления общественных организаций, обращения рядовых белорусов с требованием пересмотреть вопрос о госсимволике.

Столь активное сопротивление на пустом месте не родилось. На территории страны с врагами сражалось около 445 тысяч партизан и подпольщиков. Ветераны помнили, что в годы оккупации эту символику использовали местные коллаборационисты, активные деятели полицейских батальонов. Многие из них перешли на службу к фашистам по идейно-политическим соображениям, под этой атрибутикой принимали участие в карательных акциях против мирного населения, выдавали врагу сельчан и горожан, которые помогали партизанам и подпольщикам. Те, кто защищал страну, были категорически не согласны с тем, что она ассоциируется с полотнищем бело-красно-белого цвета. Свидетели военных событий есть во всех регионах страны, и сторонников протеста, взимающих над собой бчб-полотна, в народе сегодня называют бэчебисты, бэчебэшники.

— Николай Владимирович, слышала, в годы войны у предателей было другое прозвище. Их называли «бэчебэсовцами».

— Да, действительно, по рассказам партизан, воевавших, например, на моей малой родине в Кобринском районе, народные мстители, и не только они, называли предателей-полицейских «бэчебэсовцами». Вот поэтому в 1991—1994 годах ветераны вой­ны поставили вопрос прямо: «Кто решил, что мы, солдаты Победы, прямые наследники такой государственной символики? Кто и на каком основании считает, что эта символика отражает национальные традиции белорусов?»

Республиканский совет организации ветеранов в мае и августе 1993 года ходатайствовал перед Парламентом об отмене законов о государственных символах. Ветераны отмечали: «Этот флаг был официальной символикой фашистских пособников — белорусских профашистских организаций и карательных органов». Протесты выражали общественные организации, жители городов, сел, деревень, звучали на митингах. В 1995-м, в 50-ю годовщину Великой Победы, вопрос приобрел особую значимость. Люди не хотели под бчб-флагом отмечать славный юбилей.

– Была создана депутатская комиссия по изучению предложений. Она констатировала, что многие категорически отказываются воспринимать госсимволику, и признала: объединения народа под новыми символами не произошло. Разворачивались длительные дискуссии, но отклика депутаты Верховного Совета со стороны руководства не нашли. Видя это, они обратились к Президенту с просьбой инициировать республиканский референдум и выяснить отношение народа к официальной символике и разработать новые государственные символы, — отмечает Николай Смехович.

Такое право у Президента было, и он им воспользовался. Заявление Главы государства о намерении провести референдум прозвучало 2 февраля 1995 года. Верховный Совет назвал дату — 14 мая 1995 года. Взбудоражившая общество проблема активно обсуждалась, высказывались разные мнения. Сходились в одном: принцип преемственности при выборе новых госсимволов должен быть основополагающим. Государственность БССР и государственность Республики Беларусь, убеждены ученые, связаны воедино и неразрывно.

— Нарушение этого единства подрывает и разрушает основы национальной государственности. Почему? Ответ простой. Под символикой БССР наш народ одержал знаменательные, судьбоносные победы. В 1924—1926 годах исторически исконные белорусские области на востоке страны воссоединились со своей матерью-Родиной. В сентябре 1939-го на западе произошло второе великое объединение. В 1945 году под этой символикой одержана Победа в Великой Отечественной войне. В референдуме участвовало почти 65 процентов избирателей от общего списочного состава. Выбор наследников Великой Победы оказался очевидным. За изменение госсимволики высказалось более 75 процентов граждан, принявших участие в голосовании, отмечает Николай Смехович.

Народ сказал свое веское слово, расставив все на места и отменив принятые Парламентом атрибуты. В Государственном флаге Беларуси — огромная консолидирующая сила. Он летал в космос, поднимался на самые высокие горные вершины, был в Антарктиде. Его после побед проносят в руках спортсмены, поднимают на церемониях награждения крупнейших состязаний. Элементы государственной символики есть в оформлении городов, агрогородков, сел, в декоре улиц и площадей — полотнища в красно-зеленой расцветке. Энергетика у флага победная. Не случайно в кризисный момент на конструкциях, высотных зданиях гордо реют символы белорусской государственности.

Екатерина ВЕСЕЛУХА