Смехович, Н. Бюджетная политика СССР и БССР в период перестройки (1986-1991) / Николай Смехович // Беларуская думка. – 2025. — № 5. — С. 82-89.
Бюджетная политика СССР и БССР в период перестройки (1986-1991)

Николай СМЕХОВИЧ. Бюджетная политика СССР и БССР в период перестройки (1986-1991). Приведенный в статье обзор бюджетной политики СССР и БССР показывает, что нарастание дисбаланса государственного бюджета лишило устойчивости институты советской государственности, стало одним из факторов гибели советской социально-экономической системы.
Ключевые слова: политика перестройки, социальные противоречия, бюджет, расходы и доходы, бюджетный дефицит, экономический кризис.
ОБ АВТОРЕ
СМЕХОВИЧ Николай Владимирович.
Родился в 1952 году в с. Дивин Кобринского района Брестской области. Окончил исторический факультет Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького (1974).
С 1987 по 2002 год работал в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка: ассистентом, старшим преподавателем, доцентом. В 2002-2005 годах — доцент кафедры гуманитарных дисциплин, политологии Института парламентаризма и предпринимательства. С 2005 года — заведующий центром истории Беларуси конца XVIII — XXI веков Института истории НАН Беларуси.
Доктор исторических наук (2021), доцент (1997).
Автор более 250 научных работ, в том числе двух монографий, 12 монографий в соавторстве.
Сфера научных интересов: история белорусской государственности, социально-экономическая, политическая исторг Беларуси XIX — первой четверти XXI века, методология истории.
В годы перестройки финансовая система государства, как и вся экономика, постепенно и неотвратимо вступали в полосу кризиса. Суть проблемы крылась в назревании антагонистических противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В СССР государство, с одной стороны, выступало собственником средств производства, с другой — нанимателем рабочей силы, что консервировало производственные отношения, которые стали препятствовать развитию производительных сил.
Действующие формы производственных отношений устарели, превратились в тормоз развития экономики страны, констатировал XXVII съезд КПСС [1, с. 38]. Более того, они стали причиной нарастания противоречий между рабочим классом и крестьянством, между государственной бюрократией и низовой партийной массой. В этих условиях советские «верхи» предприняли попытку модернизации производственных отношений путем внедрения новых форм и методов хозяйствования. Изучение этого процесса — актуальная задача белорусской историографии.
Одним из индикаторов назревших противоречий выступала денежно-кредитная система государства. «Финансовая система недостаточно влияет на повышение эффективности экономики. <…> Исходя из этого, следует коренным образом изменить содержание, организацию и методы работы финансово-кредитных органов», — заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев [1, с. 34].
Конечно, установки XXVII съезда КПСС нуждались в переводе теоретических замыслов на язык практической политики. В апреле 1987 года политбюро ЦК КПСС рассмотрело вопрос о перестройке финансово-кредитного механизма [2]. В июле 1987 года приняты три постановления ЦК КПСС и СМ СССР: «О перестройке финансового механизма и повышении роли Министерства финансов СССР в новых условиях хозяйствования», «Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма», «О перестройке деятельности министерств и ведомств сферы материального производства в новых условиях хозяйствования» [3, с. 385,399,420]. В первом постановлении установлено, что предприятия самостоятельно разрабатывают и утверждают финансовые планы, несут ответственность за результаты хозяйствования. Во втором и третьем содержалось обоснование необходимости реформы цен, предусматривались сроки исполнения — 1987-1988 годы.
Рассматривая эти постановления, уместен вопрос: что же было типично для всей политики перестройки? Отличительной особенностью всей политики перестройки было отсутствие начал по научному сопровождению. У команды М. Горбачева «тщательно разработанной по всем пунктам и подпунктам программы не было, да и не могло быть. Была сумма идей, на основе которых постепенно формировался новый политический курс», — констатировал секретарь ЦК КПСС В. Медведев [4, с. 30]. Следствием этого была «сырость» и неподготовленность принимаемых политических и организационных решений по всем без исключения вопросам, в том числе по внедрению новых форм и методов хозяйствования предприятий, колхозов и совхозов, перестройке содержания и методов практической деятельности финансово-кредитных органов, что способствовало провалу политики перестройки, вызреванию предпосылок социально-экономического краха СССР.
В советской социально-экономической системе государственный бюджет выполнял две функции: распределительную и контрольную. В регулировании народнохозяйственных пропорций бюджету отводилась распределительная функция, которая находила реализацию в распределении и перераспределении валового внутреннего дохода и финансовых ресурсов государства [5, с. 7].
Назревание отмеченных выше противоречий было обусловлено тем, что экономические интересы предприятий и государства не совпадали. В свою очередь перераспределение доходов бюджета в пользу убыточных заводов и фабрик, колхозов и совхозов неизбежно тормозило внедрение новых методов хозяйствования.
Между тем в экономическом развитии СССР и БССР значение бюджета не сводилось к финансированию отраслей народного хозяйства. Не менее важными были формы и методы, посредством которых государство аккумулировало долю чистого дохода в форме отчислений части чистой прибыли предприятий [5, с. 15]. Однако перевод предприятий на самофинансирование предполагал, с одной стороны, ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований, а с другой — не мотивировал предприятия к уплате налоговых и иных нормативных отчислений в государственный бюджет. Вот это противоречие и не было учтено в июльских правительственных постановлениях, но оно имело непосредственное отношение к бюджетной проблематике. Правда, в 1986 году действовала еще не реформированная система бюджетного планирования.
Государственный бюджет БССР на 1986 год был утвержден Верховным Советом БССР в объеме 8 091 590 тыс. руб. План доходов составил 8 570 259 тыс. руб., расходов — 8 541 065 тыс. руб. В 1986 году государственный бюджет БССР был исполнен по доходам в сумме 8 895 865 тыс. руб., или на 103,8 %, по рас¬ходам — 8 409 930 тыс. руб., или на 98,5 % к годовым уточненным назначениям [6, л. 1].
Ассигнования из бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий были исполнены в сумме 2984,8 млн руб., или на 98,3 %. В 1986 году было недоиспользовано 33 652,0 тыс. руб., в том числе на выплату заработной платы — 16 540,0 тыс. руб., стипендий — 1190,0 тыс. руб., капитальный ремонт зданий — 4629,0 тыс. руб., капитальные вложения — 9458,0 тыс. руб. Не были использованы ассигнования на заработную плату в детских дошкольных учреждениях в сумме 3233,0 тыс. руб. Кроме того, средняя ставка заработной платы на одного работника сложилась по отчету за 1986 год в размере 87 руб. 25 коп. при плане 89 руб. 07 коп., что привело к экономии расходов в сумме 1319 тыс. руб.
Ассигнования на здравоохранение использованы в сумме 619 029 тыс. руб., что составило 97,7 % к уточненному плану. В 1986 году расходы бюджета на заработную плату по учреждениям здравоохранения соста¬вили 297 527 тыс. руб., или меньше уточненного плана на 857 тыс. руб. Ассигнования на физическую культуру и спорт были освоены в сумме 6514тыс. руб. (97,9% к уточненному плану), в том числе расходы на спортивные мероприятия составили 6179 тыс. руб., или 98,6 %.
На выплату пенсий и пособий неработающим пенсионерам за счет средств государственного социального страхования израсходовано 821 993,0 тыс. руб., или 99,9 % к уточненному годовому плану. В упомянутом году в БССР численность пенсионеров, получавших пенсию в органах соцобеспечения, составила 960 809 человек, средний размер пенсии на одного человека в месяц составил 72 руб. 75 коп. В целом расходы на социальное обеспечение в 1986 году составили 193 834,0 тыс. руб., или 98,6 % к уточненному годовому плану, недоосвоено 2 741,0 тыс. руб. Ниже плана использованы бюджетные ассигнования на выплату пенсий и пособий пенсионерам на 1 207,0 тыс. руб. вследствие уменьшения среднего размера пенсии в месяц на одного персонального пенсионера на 3 руб. 22 коп. и снижения количества пенсионеров [6, л. 5-8].
Сотрудники центрального аппарата Министерства финансов БССР, его управлений и отделов, а также сотрудники областных и районных финансовых отделов исполкомов местных Советов провели значительную работу по широкому внедрению новых методов хозяйствования. В результате в 1986 году по сравнению с 1985-м затраты на рубль товарной продукции снизились на 0,42 коп., прибыль по министерствам и ведом¬ствам возросла на 6 %, что способствовало росту доходов бюджета [7, с. 16-18].
Вместе с тем исполнение государственного бюджета 1986 года было сопряжено с целым рядом трудностей. В мае 1985-го М. Горбачевым развернута кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, что привело к уменьшению источников и падению доходов госбюджета. Значительные потери бюджета БССР были связаны с экономическим ущербом, нанесенным катастрофой на ЧАЭС (ущерб, как известно, составит 235 млрд долл.).
Работа по совершенствованию производственных отношений, проводившаяся в 1986-1987 годах, не принесла желаемого результата. Более того, кризисные явления в области спроса и потребления только нарастали. Поэтому в июне 1988 года М. Горбачев заявил: «Практика выявила проблемы, которые приводят к пробуксовке нового экономического механизма» [8, с. 28]. Пробуксовка привела к тому, что общая сумма прибыли хозрасчетных предприятий в том году оказалась на 4,5 млрд руб. ниже запланированной, что сильно ударило по бюджету [8, с. 29].Тем не менее, несмотря на возникшие проблемы, был взят курс на осуществление «радикальной экономической реформы» [8, с. 28]. Суть радикализма состояла в переводе экономики на новые рыночные рельсы. Курс на радикализацию для всех звеньев управленческой системы был совершенно неизведанным, что в скором времени негативно отразилось на всей политике перестройки. На дальнейшую, уже радикальную перестройку экономики был нацелен и государственный бюджет 1988 года. Он был утвержден Верховным Советом БССР по доходам и расходам в сумме 9 042,8 млн руб., а с учетом внесенных в течение года изменений план доходов составил 10 539,9 млн руб., расходов — 10 507,3 млн руб. [9, л. 1].
Безусловно, главной задачей Минфина БССР было обеспечение доходной части бюджета. Эта проблема находилась в центре внимания коллегии Министерства финансов БССР. На заседании, которое состоялось 7 сентября 1988 года, обсуждался вопрос «О состоянии проводимой министерствами и ведомствами работы по завершению перевода предприятий и объединений на полный хозрасчет и самофинансирование с 1 января 1989 года» [10]. Коллегия констатировала, что в результате принятых мер количество убыточных предприятий в 1988 году сократилось, что сказалось на доходах бюджета. В целом в 1988 году государственный бюджет БССР был исполнен по доходам в сумме 10 979,1 млн руб., или на 104,2 %, и по расходам — 10 423,7 млн руб., или на 99,2 % к уточненному годовому плану, с превышением доходов над расходами в сумме 555,4 млн руб. [9, л. 3].
В1988 году расходы государственного бюджета на финансирование народного хозяйства были использованы на 100,3 %. На финансирование социально-культурных мероприятий — на 98,3 %, или в размере 3586,8 млн руб. На содержание учреждений просвещения израсходовано 1640,6 млн руб., или 98,3 % [9, л. 4—15].
На финансирование общеобразовательных школ, детских дошкольных и других учреждений народного образования выделено 811,4 млн руб., израсходовано 802,4 млн руб., что было ниже плана. В частности, в вузах ассигнования на заработную плату недоосвоили в размере 31,2 млн руб. в связи со снижением средней ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава с 3391 руб. до 2924 руб. в год. Ассигнования на здравоохранение в 1988 году были использованы в сумме 770,8 млн руб., на заработную плату израсходовано 351,2 млн руб., меньше уточненного плана на 6,0 млн руб. Расходы на социальное обеспечение составили 1152,6 млн руб. Пенсионеров, получавших пенсию в органах соцобеспечения, насчитывалось в том же году 1 051 436 человек, а средний размер пенсии на одного человека в месяц — 78 руб. 11 коп. [9, л. 4-15]. В целом доля бюджета в финансировании социально-культурных мероприятий оставалась на уровне 1970-х (1970 год — 60 %, 1989-й — 60,7 %) [5, с. 13].
Итоги работы Министерства финансов БССР стали предметом обсуждения партийного собрания, которое состоялось 9 февраля 1989 года. В докладе первого заместителя министра финансов БССР С. П. Янчука отмечено: «Ушедший год был исключительно сложным для страны и республики. <…> Особенно неблагополучное положение с денежным обращением складывается в Минской области, на которую приходится 60 процентов дополнительно выпущенных в республике в обращение денег. <…> Не вникли пока финорганы в вопросы, каким образом деятельность кооперативов способствует нарастанию денежной наличности. <…> Если на 1 января 1988 года их было зарегистрировано 1423, то на 01.01.1989 г. — 4309. Изучение и проверки показывают, что многие кооперативы нарушают уставы, занимаются чем угодно, только не той деятельностью, которая в них зафиксирована» [11].
В соответствии с информацией министра финансов БССР В. Шатило. в БССР «в течение 1988 года была практически завершена работа по переводу предприятий и объединений на полный хозрасчет и самофинансирование» [9, л. 12]. Руководство Минфина БССР отчиталось, что к декабрю 1988 года на новые формы и методы хозяйствования переведено около 900 объединений и предприятий, т. е. предписания июльских правительственных постановлений были выполнены, что в теории создавало необходимые предпосылки для дальнейшего развития экономики, решения бюджетных проблем [12, с. 22].
Между тем социальная практика опровергла теоретические предположения. Например, хозрасчетные предприятия начали производить только продукцию, которая приносила прибыль. «В этом просматривается неотработанность нового хозяйственного механизма», — констатировал В. Шатило [12, с. 23]. В итоге положение в экономике, как следствие, на потребительском рынке СССР и БССР начало ухудшаться. Причины этого обусловлены политикой перестройки. Непродуманная антиалкогольная кампания, ускоренный перевод предприятий на хозрасчет и самофинансирование, радикализация процесса реформирования, стремление к скорейшей ликвидации колхозно-совхозной системы привели к тому, что в государстве резко возрос дисбаланс бюджета.
Анализ фактов показывает, что в 1989 году во всех республиках предприятиям, которые переходили на хозрасчет, из госбюджета СССР была выдана субсидия в размере 20 млрд руб., еще в 1987-м они получили право оставлять в своем распоряжении до 70 % сверхплановой прибыли. Вместе с тем в ре¬зультате резкого падения на мировом рынке цен на нефть и нефтепродукты в 1989 году СССР лишился 40 млрд руб. Потери бюджета из-за сокращения реализации винно-водочной продукции составили 36 млрд руб.
Между тем расходы госбюджета СССР на дополнительные капитальные вложения в 1989 году выросли на 20 млрд руб., 18 млрд руб. было выделено на решение неотложных социальных задач в области здравоохранения и образования, 8 млрд руб. направлено на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС, до 10 млрд руб. направлено на ликвидацию последствий землетрясения в Армении, от 5 до 6 млрд руб. ежегодно направлялось на финансирование войны в Афганистане. Бюджетный дефицит обусловил рост эмиссии, которая преодолела «красную линию», в 1988 году эмиссия в четыре раза превысила среднегодовой уровень одиннадцатой пятилетки. К тому же стоимость нормативных товарных запасов на предприятиях составила 470 млрд руб., а сверхнормативных, т. е. омертвленных ценностей, превысила 170 млрд руб., в итоге в бюджет не поступали огромные деньги.
Помимо этого, в 1988 году доходы госбюджета СССР были исполнены на 97 %, а расходы — на 101,2 %. В целом прямой дефицит бюджета СССР в 1989 году составил 35 млрд руб. Для финансирования расходов заимствованы эмиссионные кредитные ресурсы у Госбанка СССР в размере 63,4 млрд руб., поэтому общий дисбаланс бюджета СССР составил около 100 млрд руб. [13, с. 14-18]. Отметим, что руководство СССР приказало Госбанку СССР напечатать и передать деньги Минфину СССР, который не называл образовавшийся дисбаланс бюджетным дефицитом. Но дело заключалось не в названии, а в способности правительства оздоровить финансы и сбалансировать бюджет.
Конечно, в 1989 году руководству СССР казалось, что экономика СССР сможет сбалансировать бюджет. С этой целью были предприняты чрезвычайные меры по сокращению объема централизованных капитальных вложений на 7,5 млрд руб., дотаций убыточным предприятиям — на 30 %, расходов на оборону — на 14,2 %. расходов на содержание аппарата управления, социальной сферы и др. [13, с. 14-18]. Но краеугольным камнем была проблема цен — без реформы цен решить сложные экономические и бюджетные проблемы невозможно. Ввиду же острого бюджетного кризиса ее решение отложили до 1991 года.
Дальнейшее развитие событий показало, что именно гигантский дисбаланс государственного бюджета СССР стал «смертельной раной» для советской экономики, лишил устойчивости институты советской государственности, способствовал гибели советской социально-экономической системы В 1989 году положение экономики Советской Беларуси было более обнадеживающим в отличие от союзного. В целом государственный бюджет БССР на 1989 год по доходам составил 12 081 592 тыс. руб по расходам — 12 040 274 тыс. руб. Государственный бюджет БССР был исполнен по доходам в сумме 12 739 846 тыс. руб., или на 105,4 %, по расходам – 11 968 720 тыс. руб., или на 99,4 % к уточненному годовому плану, с превышением доходов над расходами в сумме 771 126 тыс. руб. Сверх плана поступило доходов 658 254 тыс. руб. [14, л. 1 ].
Следует отметить, что руководство Министерства финансов БССР видело и пыталось решить те проблемы, которые требовали повышенного внимания, но допускало серьезные просчеты. Одним из них была проблема неконтролируемого роста заработной платы и усиления инфляции. В экономике СССР за два месяца 1989 года зарплата в промышленности выросла на 12 %, а производительность труда — только на 5 % [13, с. 16]. В БССР за это время при росте заработной платы в промышленности на 9,1 % в годовом исчислении производительность труда выросла только на 6,3 %. «Мы положились на то, что новый хозяйственный механизм автоматически обеспечит экономическое обоснование соотношения между этими двумя показателями, но просчитались», — заявил первый заместитель министра финансов БССР С. Янчук [11, л. 14-15]. Такой просчет был допущен и Минфином СССР, что неизбежно отразилось на ухудшении экономического и бюджетного положения СССР.
Однако в отличие от СССР в БССР исполнение доходной части бюджета позволило обеспечить бесперебойное финансирование статей, предусмотренных планом экономического и социального развития. На финансирование социально-культурных мероприятий, а также на науку ассигнования из бюджета были использованы в размере 3 908,4 млн руб. (101,4 %). В 1989 году на содержание учреждений просвещения израсходовано 1 657,2 млн руб. (98,2 %). Недоосвоение бюджетных средств в размере 30,3 млн руб. произо-шло по тем же причинам, что и в 1988-м. Ассигнования на здравоохранение в 1989 году были использованы в сумме 886,5 млн руб. при уточненном плане 883,6 млн руб., что составило 100,3 %. Расходы на выплату пенсий и пособий неработающим пенсионерам за счет средств государственного социального страхования 1056,9 млн руб., или 99,8 % к уточненному плану. Недоосвоение годовых ассигнований в сумме 2,2 млн руб. обусловлено уменьшением против запланированного среднего размера пенсии в год [14, л. 2-8].
В 1990 году в финансово-кредитной сфере СССР сложилась критическая ситуация. Залечить «смертельную рану» руководство СССР не смогло. Движение союзных республик к суверенитету еще более усугубляло финансово-экономическое положение СССР. В итоге в 1990 году дефицит государственного бюджета, превысивший приемлемые пределы, нарастал, что породило полный развал потребительского сектора экономики и дестабилизировало общественно-политическое положение в государстве.
Особые трудности возникли в области разработок, касавшихся методологии налогообложения. В этом направлении предпринимались чрезвычайные меры. В структуре Минфина СССР создали Главную государ-ственную налоговую инспекцию. В БССР 28 мая 1990 года был подписан приказ № 25, согласно которому в структуру министерства вводилась Главная государственная налоговая инспекция [15].
Исполнение государственного бюджета БССР в 1990 году происходило в сложных условиях, вызванных ухудшением показателей работы практически всех отраслей, ажиотажным спросом на потребительском рынке и увеличением выплат денежных средств, не обеспеченных товарным покрытием. В широких масштабах нарастала уголовно-наказуемая коммерческая деятельность, что создавало ситуацию безвластия, вседозволенности, подрыва доверия населения органам власти и управления.
В 1990 году в республике проверками контрольно-ревизионной службы было охвачено 22 086 предприятий и организаций, что составило 86,7 % от их общего количества. К административной ответственности за нарушение налогового законодательства привлечено 2495 человек, в том числе за ноябрь — декабрь 1990 года — 1660 человек. Было проверено 6655 кооперативов, в 2401 из них установлены грубые нарушения налогового законодательства, резко выросли масштабы хищений денежных средств [16, л. 8-9]. Осенью того же года обострилась ситуация на потребительском рынке. В сентябре руководство Министерства торговли БССР заявило, что «в настоящее время мука, крупа, макаронные изделия реализуются в областях с перебоями» [17, л. 158]. В конце декабря Председатель исполкома Моссовета Ю. Лужков направил Председателю СМ СССР Н. Рыжкову телеграмму, в которой сообщил, что «ажиотажный спрос практически опустошил товарный рынок города» [17, л. 195].
В этих условиях проводилась работа по выполнению закона БССР «О временных мерах по защите потребительского рынка». На границах с другими союзными республиками, железнодорожных станциях, в аэропортах было развернуто 58 контрольно-пропускных пунктов [16, л. 10-11]. В результате предпринятых чрезвычайных мер руководству БССР удалось несколько нивелировать воздействие кризисных явлений на экономику субъектов хозяйствования, что сказалось на доходах государственного бюджета.
В целом в 1990 году государственный бюджет БССР был исполнен по доходам в сумме 15 320164 тыс. руб. (105,2 %), по расходам — 14 288 638 тыс. руб. (99,6 %) к уточненному годовому плану, с превышением доходов над расходами в сумме 1 031 526 тыс. руб. [16, л. 1-3].
Казалось бы, отчет Минфина БССР по итогам исполнения бюджета 1990 года не подавал сигналов к ухудшению экономического положения в республике. Тем не менее в октябре — декабре 1990 года ее экономику, финансовую систему охватил глубокий экономический кризис.
Разрабатывая бюджет 1991 года, Минфин БССР не смог его сбалансировать. Еще осенью 1990 года министр финансов С. Янчук заявил: «Скажу прямо, с такими трудностями при формировании бюджета ни правительство, ни министерство финансов никогда не сталкивались. <…> Дефицит бюджета союзных республик по расчетам союзных органов, составит в будущем году более 130 млрд, руб., <…> и наш бюджет не сбалансирован в размере 13 млрд, руб.» [18]. Отметим, что в марте — апреле 1991 года в связи с переходом экономики республики на новую шкалу цен, во втором полугодии внесены значительные из¬менения в доходную и расходную части бюджета. В это время в очередной раз принят уточненный план по доходам в объеме 10 787 178 тыс. руб., расходам — в объеме 13 851 398 тыс. руб., размер дефицита составил 3 064 220 тыс. руб. (или 28,4 % от общего объема доходов) [19, л. 49].
В 1991 году в республике выросла заработная плата работников предприятий и организаций всех форм собственности. Это было вызвано тем, что в условиях полного хозрасчета руководство предприятий, колхо¬зов и совхозов, не считаясь с затратами, принимало решения по увеличению заработной платы работникам, что сказалось на росте доходов бюджета. В целом за 1991 год бюджет республики исполнен на 112,8 %, по расходам — на 88,2 % к уточненному годовому плану. В условиях огромного дефицита бюджета принимались меры по экономии государственных средств, что было обеспечено практически по всем статьям расходов, экономия составила 3261,2 млн руб. Более того, впервые созданный в 1991 году (за счет сокращения расходов) фонд стабилизации экономики в размере 600 млн руб. был использован в основном на компенсацию потерь предприятий и организаций республики, вызванных реформой ценообразования [19, л. 50-51].
На финансирование социально-культурных мероприятий ассигнования из бюджета были использованы в сумме 7995,2 млн руб., или на 92,5 %, экономия составила 649,7 млн руб., в том числе по просвещению — 477,1 млн руб., здравоохранению — 106 млн руб., социальному обеспечению — 27,5 млн руб. В 1991 году обеспечено финансирование мероприятий, предусмотренных Программой по ликвидации последствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На эти цели использовано 4,9 млрд руб. [19, л. 52-56].
В условиях огромного дефицита общесоюзного бюджета (по предварительным данным, в конце 1991 года он составлял около 50 % против 3 % на момент, когда М. Горбачев возглавил страну), резкого падей.’- темпов роста экономики (в 1985 году темп роста экономики СССР был 2,3 %, в 1991-м — 1,1 %), уменьшение золотовалютных резервов (в 1985 году золотой запас СССР составлял около 2500 тонн, в 1991-м осталось 240 тонн золота) обрушился курс советского рубля (в 1985 году официальный курс доллара — 0,6 руб в 1991 -м — 90 руб.) [20, с. 5]. Не столь драматично, но все же и в Республике Беларусь экономическое положение ухудшилось, произошло падение производства валового внутреннего продукта, который в Белар>: в 1991 году составил «98,8 % к уровню 1990 г.» [21, с. 16].
Таким образом, анализ государственного бюджета СССР и БССР в период с 1986 по 1991 год показывает, что политика перестройки, нацеленная на модернизацию производственных отношений путем внесения новых форм и методов хозяйствования, полностью провалилась. Бюджетный кризис, охвативший СССР, оказал негативное влияние и на БССР. С целью минимизации воздействия кризисных явлений на экономику и социальную сферу правительство, Минфин БССР предпринимали меры по балансировке государственного бюджета. Создание государственного фонда стабилизации, экономия бюджетных средств, правительственная поддержка предприятий, колхозов и совхозов предотвратили развал реального сектора экономики. Тем самым были созданы предпосылки, необходимые для становления суверенной и независимой Республики Беларусь, строительства институтов белорусской национальной государственности.
Список использованных источников
1. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1986. — 352 с.
2. Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ.) — Ф. 93. Оп. 18. Д. 99. Л. 2.
3. КПСС о перестройке: сб. документов / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — М.: Политиздат, 1988,-479 с.
4. Медведев, В. В. В команде Горбачева. Взгляд изнутри / В. В. Медведев. — М.: Былина, 1994. — 239 с.
5. Ханкевич, Л. А. Роль бюджета в развитии экономики БССР: автореф. дис…. канд. экон, наук: 08.00.10 / Ханкевич Леонид Александров ; Белорусский научн.-исслед. ин-т научн.-техн. информации (БЕЛНИИНТИ). — Минск, 1990. -19 с.
6. Объяснительная записка к отчету об исполнении государственного бюджета БССР за 1986 год // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 17. Д. 2159. Л.:
7. Шатило, Б.И. Как на деле идет перестройка / Б. И. Шатило // Финансы СССР. -1987. — № 11. — С. 17-24.
8. XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня — 1 июля 1988 г.: стенограф, отчет: в 2 т. / ред. Л. Н. Барыкина, Б. Б. Неклюков. — М.: Политиздат, 1988. — Т. 1. — 352 с.
9. НАРБ.-Ф. 93. Оп. 17. Д. 2370. Л. 1-15.
10. Протокол заседания коллегии Министерства финансов БССР // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 17. Д. 2338. Л. 151.
11. НАРБ.-Ф.93.ОП.18.Д. 103. Л. 8-20.
12. Шатило, В. И. Встречая юбилей / В. И. Шатило // Финансы СССР. -1988. — № 12. — С. 18-24.
13. Оздоровить финансы,. укрепить денежное обращение (пресс-конференция в Министерстве финансов СССР) // Финансы СССР. -1989. — №6.-014-22.
14. Объяснительная записка к отчету об исполнении Государственного бюджета за 1989 год // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 17. Д. 2459. Л. 1-12.
15. Приказ от 28.05.90 № 25 «0 внесении изменений в структуру центрального аппарата Министерства финансов БССР» // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 17. Д. 2487. Л. 41.
16. НАРБ. — Ф. 93. От 20. Д. Г. Л. 1-11.
17. НАРБ.-Ф. 7.Оп. 10.Д.2255.Л. 150-195.
18. Выступление Министра финансов Янчука С. П. на заседании Совмина 18 сентября 1990 г. // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 22. Д. 31. Л. 1.
19. Объяснигелыия записка к отчету об исполнении Государственного бюджета за 1991 год // НАРБ. — Ф. 93. Оп. 17. Д. 2574. Л. 49-56.
20. Доббс, М. Перед судом истории / М. Доббс // Правда. — 1991. — 20 дек. — С. 5.
21. Народное хозяйство Республики Беларусь в 1993 г. : статистический ежегодник / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь ; отв. за выпуск В. Г. Жмачиская. — Минск : Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 1994. — 532 с.